ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские - Страница 2

Высокопоставленный горожанин Веттий Эпагат был возмущён его действиями и вступился за арестованных, которых обвиняли в безбожии и нечестии. Легат спросил Веттия, христианин ли он, и, получив утвердительный ответ, велел заключить его под стражу. Большинство христиан проявило твёрдость в исповедании Христа, но примерно десять человек выразили готовность отречься от своей веры. Наместник отдал приказ разыскать всех христиан, поэтому аресты продолжались; были схвачены все видные представители «обеих Церквей», т.е. христианских общин Лугдуна и Вьенны, и даже рабы-язычники, от которых добивались показаний против хозяев. Некоторые из них под пыткой заявили, что христиане практиковали «Фиестовы пиры» (каннибализм) и «Эдиповы связи» (инцест). После этого даже те горожане, которые сочувствовали христианам, перестали их поддерживать. Власти проявили наибольшую жестокость к Санкту, диакону из Вьенны, к атлету Матуру, который был неофитом, к пергамцу Атталу, активному члену христианской общины, и к рабыне Бландине. Несмотря на жестокие пытки, Бландина называла себя христианкой и утверждала, что она и её единоверцы не сделали ничего дурного. Санкт отказался назвать своё имя, место рождения и социальный статус, повторяя только, что он христианин. Палачи пытали его раскалёнными медными пластинами, но ничего не добились. Изуродованного до неузнаваемости, его снова бросили в тюрьму и через несколько дней опять подвергли мучениям, рассчитывая, что он не выдержит боли и отречётся от своей веры или умрёт под пыткой. Однако Санкт оправился от ран и мужественно вытерпел страдания. Тех христиан, которые согласились отречься от веры, вопреки их ожиданиям не освободили, но бросили в тюрьму вместе с исповедниками по обвинению в убийствах и разврате, подвергали их пыткам. От одной из них, Библиды (Библис), потребовали подтвердить ложные обвинения против христиан, но вместо этого она исповедала Христа. Арестованных христиан содержали в невыносимых условиях: они страдали от отсутствия воздуха; некоторым растягивали ноги на деревянной доске. В тюрьме умерли многие христиане, среди которых был 90-летний Потин (Пофин, Фотин), епископ Лугдуна. Он добровольно явился к судье, исповедал Христа и выдержал побои, которым его подвергла разъярённая толпа, «мстившая за своих богов». Едва живого, его бросили в тюрьму, где он скончался через два дня. Пропустив часть текста, Евсевий Кесарийский приводит описание казней Лугдунских мучеников. Матур, Санкт, Бландина и Аттал были приговорены к растерзанию дикими животными во время публичного представления (damnatio ad bestias). В назначенный день Матура и Санкта после бичевания бросили зверям, затем подвергли различным мукам по требованию обезумевшей толпы, например, посадили на железное кресло, под которым был разведён огонь. В конце представления христиан закололи. Бландину подвесили к столбу и попытались натравить на неё зверей, которые, однако, не тронули её, поэтому мученицу вернули в тюрьму. По требованию толпы на казнь вывели Аттала, перед которым несли табличку с латинской надписью: «Аттал – христианин». Однако легату донесли, что он «римлянин», т.е. обладает правами римского гражданина (ciuitas Romana), поэтому его пришлось отвести обратно в тюрьму.

 



 
PR-CY.ru