ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские - Страница 7

Пытки рабов с целью получить показания против их хозяев допускались только в особо важных делах, главным образом, связанных с государственной изменой (crimen maiestatis). Обвинения в кровосмешении и каннибализме, предъявленные Лугдунским мученикам, упоминаются в христианских апологиях II в. как распространённые в народе заблуждения. Эти обвинения стали поводом для того, чтобы подвергнуть христиан пыткам, хотя необходимости в этом не было. В «Послании» подчёркивается, что гонители жестоко пытали мучеников и содержали их в нечеловеческих условиях. По мнению исследователей, легат стремился избежать завершения процесса и рассчитывал, что обвиняемые умрут до вынесения приговора. Пытки могли применяться не только для получения информации (так было с Санктом, который отказался отвечать на вопросы), но и в качестве наказания. Из «Послания» исследователям непонятно, почему легат сначала приговорил к смерти только четверых христиан, при этом казнь Бландины была отложена. Вызывает у исследователей вопросы и наличие среди Лугдунских мучеников христиан из Вьенны, т.к. этот город находился в сенатской Нарбонской провинции, его жители не подлежали юрисдикции лугдунского легата. По мнению исследователей, были арестованы только те вьеннские христиане, которые по каким-либо причинам находились в Лугдуне. После казни Матура и Санкта легат попросил у императора указаний относительно римских граждан, которые были среди христиан. Исследователям неизвестно, сколько времени заняло получение инструкции (это зависит от датировки гибели Лугдунских мучеников; в декабре 176 г. Марк Аврелий находился в Риме, а в августе 178 г. он возглавил войну с маркоманнами и квадами на Дунае). Тем временем условия содержания христиан улучшились: они могли общаться с единоверцами, оставшимися на свободе, и передавать им письма. Распоряжение императора соответствовало принципам, которые сформулировал император Траян: виновных следовало пытать и казнить, отступивших от веры – отпустить. Во время повторного допроса отступники получили возможность подтвердить свой выбор; обвинения в инцесте и людоедстве больше не выдвигались. Вопреки общепринятой норме, согласно которой римских граждан не следовало предавать позорной смерти, Аттал был приговорён к мучительной казни во время представления (другим римским гражданам отсекли головы). Казнь оставшихся Лугдунских мучеников была приурочена к празднику, под которым, скорее всего, по мнению исследователей, подразумевается ежегодное собрание представителей трёх галльских провинций в Лугдуне. Праздник, посвящённый Риму и Августу, открывался 1 августа в святилище Трёх Галлий. Торжества сопровождались «зрелищами» с участием гладиаторов, которых легат решил заменить христианами. Высказывалось мнение, что казнь Лугдунских мучеников была связана с сенатусконсультом о сокращении расходов на гладиаторские представления (De sumptibus ludorum gladiatoriorum minuendis). Закон был издан предположительно в 177 г. по ходатайству галльских аристократов. Среди прочего разрешалось заменять дорогостоящих гладиаторов преступниками, приговорёнными к смерти и купленными по низкой цене у государственной казны.

 



 
PR-CY.ru