ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские - Страница 4

«Послание Лугдунской церкви» – одно из самых ранних христианских сочинений, посвящённых мученикам. В нём содержатся ценные сведения о распространении христианства, например, первое датированное упоминание о христианских общинах в западной части Римской империи (за пределами Италии). Исследователи полагают, что лугдунская община была основана в середине II в. или даже раньше, в первой половине II в. Христианские общины могли существовать и в других городах Галлии, прежде всего, в Массилии (ныне Марсель), Арелате (ныне Арль) и Бурдигале (ныне Бордо). Среди галльских христиан были представители разных слоёв общества: видные состоятельные горожане (Веттий Эпагат; хозяйка Бландины), люди с невысоким социальным статусом (борец Матур, врач Александр), а также рабы. Исследователи полагают, что важное место в общине занимали выходцы с Востока, главным образом, из Малой Азии (Аттал из Пергама, пресвитер Ириней). В «Послании» подчёркивается, что некоторые мученики говорили на латыни; родным языком большинства христиан, скорее всего, как полагают исследователи, был греческий язык. Однако в списке Лугдунских мучеников, который сохранился в более поздних источниках, большинство имён латинские, хотя их могли носить греки. Лугдунских христиан возглавлял епископ Потин, которому помогал пресвитер Ириней, не пострадавший во время гонения (впоследствии он стал преемником Потина). Спорным для исследователей является вопрос о статусе Вьеннской церкви, упомянутой в заголовке «Послания». Вьенна находилась примерно в 16,5 милях к югу от Лугдуна. Исследователи высказывали мнение, что в местной христианской общине не было епископа: её возглавлял диакон Санкт (единственный названный по имени христианин из Вьенны), который подчинялся епископу Лугдунскому. Во время посещения Лугдуна диакон был схвачен, возможно, вместе с другими христианами из Вьенны. На основании данных, приведённых в «Послании», исследователи сделали вывод, что христианская община в Лугдуне была основана грекоязычными выходцами из Малой Азии, хотя значительную часть христиан могли составлять уроженцы Галлии. Многие исследователи указывали на то, что в I–II вв. Лугдун был крупным экономическим и административным центром, поэтому среди горожан было много переселенцев с Востока. Важное свидетельство о культурных связях между Лугдуном и восточными регионами Римской империи – эпитафия Юлиана Эвтекния, выходца из Лаодикии, которая датируется второй половиной II в. или началом III в. Юлиан Эвтекний мог быть странствующим философом, адептом одного из восточных культов или даже христианином; в эпитафии говорится, что он путешествовал по Галлии и учил людей добродетели, делясь духовными дарами, полученными от божества.

 



 
PR-CY.ru