ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские - Страница 18

В Византии единственным источником сведений о Лугдунских мучениках было «Послание Лугдунской церкви», сохранившееся в составе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Краткое сказание о мучениках включено в Синаксарь Константинопольской церкви (архетип конца X в.) и некоторые другие византийские синаксари под 26 июля, реже под 25 июля (например, парижская рукопись 1301 г.). В ряде деталей сказание отличается от сведений, изложенных в «Церковной истории». Лугдунские мученики пострадали в Лугдуне и Вьенне при императорах Марке Аврелии и «Левкии Вере», т.е. Луции Вере (161–169 гг.). Во время суда вместо ответов на вопросы они повторяли, что являются христианами. Их подвергли пыткам; Санкта обжигали раскалёнными медными пластинами, а затем вместе с Матуром бросили на растерзание зверям. Аттала посадили на раскалённое железное кресло, Бландину избивали целый день, после чего привязали к столбу и отдали зверям, но те не тронули мученицу. Тогда её заключили в темницу, а затем привязали к коням и волокли по земле, пока она не скончалась. Многие христиане умерли в тюрьме от удушья. Тела Лугдунских мучеников гонители бросили псам, но те не тронули их; тогда останки сожгли, а пепел бросили в реку Родан. О других мучениках в синаксарном сказании не упоминается. В Минологии императора Василия II (первая четверть XI в.) под 26 июля содержится сказание, в заглавии которого упоминается Санкт; в тексте кратко описаны страдания Лугдунских мучеников, хотя их имена не указаны. В этом источнике ошибочно, по мнению исследователей, сообщается, что мученики происходили из Равенны. Никодим Святогорец приводит под 25 июля двустишия, посвящённые Санкту, Маттуру, Атталу и Бландине, в которых говорится, что три мученика были удушены одной верёвкой, словно связанные «тройной гирляндой». Бландина получила от Бога блистательный венец в «победном конном состязании». Под этой же датой сказание о Лугдунских мучениках включено в «Новый Синаксарист», составленный иеромонахом Макарием Симонопетритом. Память Лугдунских мучеников и посвящённые им двустишия вошли в славянские стишные Прологи под 25 июля. В них упоминаются только Санкт, Матур (Сатур), Аттал (Атал) и Бландина (Вландина). В XVI в. память святых с кратким сказанием о Санкте (Санекте), Матуре (Сатуре), Аттале (Атале) и Бландине (Валинидине) была внесена под 25 июля в Великие Минеи Четьи Московского митрополита Макария. Ростовский митрополит Димитрий не включил рассказ о святых в состав Житий святых. В месяцеслове Русской православной церкви память святых не указана. В Русской православной церкви за границей почитание Лионского епископа Пофина установлено в 1952 г. по докладу архиепископа Иоанна (Максимовича) «О почитании святых, просиявших на Западе».



 
PR-CY.ru