ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские

ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские (ум. в 177 г.) – галльские христиане (память в Западной церкви 2 июня), пострадавшие в городе Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления римского императора Марка Аврелия (161–180 гг.). Важнейший источник сведений о Лугдунских мучениках сохранился лишь в виде пространных фрагментов на греческом языке, включённых в «Церковную историю» Евсевия Кесарийского. Исследователи полагают, что Евсевий Кесарийский сохранил почти всю информацию о погибших христианах, пропустив в тексте лишь риторические и дидактические пассажи. По мнению Евсевия Кесарийского, послание было свидетельством масштабного гонения на христиан при императоре Марке Аврелии; в нём говорилось о борьбе «воителей благочестия» за истину и за свои души, о нетленном венце и вечной славе, ожидавших победителей. В послании подробно описывались подвиги Лугдунских мучеников; в заключительной части перечислялись их имена. Евсевий Кесарийский приводит цитаты из послания, адресованного христианам Асии и Фригии; по его словам, галльские христиане направили такое же послание епископу (папе) Римскому Елевферию (171/177 – 185/193 гг.). В заключение Евсевий Кесарийский цитирует письмо Лугдунских мучеников, в котором они рекомендовали Елевферию лугдунского пресвитера Иринея (см. Ириней, епископ Лионский) как ревностного служителя Христа. Полный текст Послания Лугдунской церкви был включён в свод сказаний о мучениках, который Евсевий Кесарийский составил до 313–314 гг., когда приступил к созданию «Церковной истории» (окончательная редакция «Церковной истории» относится к 325–326 гг.). В несохранившийся агиографический сборник Евсевия Кесарийского входили также сказания о священномучениках Аполлонии, Пионии и, как полагают исследователи, о Поликарпе Смирнском. Послание было написано «рабами Христа, пребывающими во Вьенне и Лугдуне, в Галлии», для «братьев в Асии и Фригии», которые разделяли их общую веру в Бога Отца и Господа Иисуса Христа и надежду на искупление. Исследователи высказывали мнение, что автором Послания был Ириней Лионский, но убедительных доказательств этому нет. Далее Евсевий Кесарийский, пропустив вводную часть, переходит к описанию гонения на христиан в Лугдуне, которое началось с народных волнений. Христиан выгоняли с форума (главной городской площади), из терм и других общественных мест. Затем разъярённая толпа устроила погром: над христианами издевались, их грабили, избивали и даже заключали в тюрьму. По приказу хилиарха (трибуна 13-й когорты, расквартированной в Лугдуне) и городских властей (скорее всего, как полагают исследователи, дуумвиров) схваченных христиан привели на форум и прилюдно допросили, после чего поместили под стражу до возвращения в город наместника, т.е. легата (legatus pro praetore) провинции Лугдунская Галлия. После прибытия легат проявил по отношению к христианам такую же жестокость, как и его подчинённые.

 



 
PR-CY.ru