ЛОЛЛАРДЫ - Страница 5

В 1406 г. на рассмотрение палаты общин английского парламента была внесена петиция против лоллардов, поддержанная принцем Уэльским. Согласно документу, лолларды представляли опасность для основ общества, поскольку нападали на право собственности, а также вносили политический раздор, распространяя слухи о том, что король Ричард II ещё жив. Составители петиции выдвигали требование, чтобы все должностные лица, обладавшие соответствующей юрисдикцией, проводили аресты лоллардов и представляли еретиков парламенту для вынесения решения о наказании. Принятый на основе этой петиции статут 1406 г. не предусматривал новых мер против лоллардов, скорее, он был направлен против мирян, выступавших за конфискацию церковного имущества, и клириков, которые оказались вовлечынными в заговоры против короля. Главной задачей нового статута было увеличить роль светских властей в подавлении религиозного инакомыслия. Епископы, по-видимому, не всегда использовали полученные по новым статутам полномочия для борьбы с лоллардами. Так, Уильям Торп был арестован в 1407 г., несколько раз допрошен архиепископом Томасом Арунделом, помещён в тюрьму, но сведений о его осуждении и казни у исследователей нет. В 1401 г. регент-магистр Оксфордского унисерситета Уильям Батлер принял решение о запрете переводов Библии на английский язык, а также о сожжении переводов, составленных до 1401 г. В 1408 г. на конвокации духовенства в Оксфорде архиепископ Томас Арундел запретил как переводить текст Священного Писания на «народные» (английский и французский) языки, так и читать такие переводы, сделанные Джоном Уиклифом или после него. В 1410 г. в Оксфорде были сожжены книги с переводами библейских текстов. В 1409 г. архиепископ Томас Арундел издал ряд постановлений против лоллардов с целью усилить контроль за соблюдением статута 1401 г. Но лолларды всё ещё сохраняли некоторое влияние, в том числе в парламенте. Так, в 1410 г. в палате общин рассматривалось предложение о конфискации земельных владений у епископов, соборных капитулов и монастырей и о наделении этой землёй новых эрлов, рыцарей, эсквайров и госпиталей (билль лоллардов о лишении церкви имущества («Lollard Disendowment Bill»)), но король запретил обсуждение данного вопроса. Тогда же в парламент была направлена петиция о смягчении статута 1401 г. и разрешении брать на поруки тех, кто были арестованы в соответствии со статутом; король ответил, что, скорее, склоняется к ужесточению, а не к смягчению наказания. В 1410 г. впервые состоялась смертная казнь одного из лоллардов, решение о которой было вынесено согласно статуту 1401 г. Джон Бадби, портной из Ившема, был допрошен епископом Вустерским, а затем архиепископом Кентерберийским относительно ошибочного представления о евхаристии. Подсудимый утверждал, что хлеб и вино во время таинства не изменяют своей сущности и после освящения остаются по-прежнему хлебом и вином, и упорствовал в своих заблуждениях. 5 марта 1410 г. он был осуждён как еретик и приведён на место казни. Принц Уэльский, присутствовавший там, напрасно пытался убедить портного отречься от заблуждений. С вступлением на престол короля Генриха V (1413–1422 гг.) архиепископ Томас Арундел покинул пост канцлера, но не оставил попыток усилить борьбу с лоллардами. В 1413 г. он представил конвокации духовенства свои предложения по искоренению идей лоллардов среди представителей знати.

 



 
PR-CY.ru