ЛОЛЛАРДЫ - Страница 2

В приписываемом Джону Перви «Общем прологе» к переводу Библии на английский язык (1395 г.) были изложены основные идеи учения Джона Уиклифа и его последователей. На латинских проповедях и трактатах Джона Уиклифа основывался цикл «уиклифитских» проповедей на английском языке («English Wycliffite Sermon Cycle»), составленных в 1380–1390 гг. Уникальный характер, по мнению исследователей, имеет сохранившееся описание (вероятно, по крайней мере, частично фиктивное) одним из лоллардов (Уильямом Торпом) своего допроса в 1407 г., который проводил архиепископ Кентербери Томас Арундел (1396–1397, 1399–1414 гг.). Английский текст был известен лоллардам в 1490 г. – 1520 гг. (около 1530 г. его опубликовали в Антверпене). В конце текста появляется «Завещание Уильяма Торпа», датированное 20 сентября 1460 г., что исследователи считают хронологически невозможным; высказывалось предположение, что «Завещание...» не имело никакого отношения к Уильяму Торпу. Важными источниками сведений о взглядах лоллардов служат для исследователей сделанные ими переводы на среднеанглийский язык Библии, а также сопровождающие их предисловия, различные комментарии и отдельные трактаты. Этот материал остаётся в значительной части неопубликованным и неизученным. Деятельность лоллардов достаточно подробно освещена (почти всегда негативно, как еретиков) в современных им хрониках («Сент-Олбанские хроники», «Большая хроника Лондона» и др.). C 1377 г. рядом папских булл идеи, высказывавшиеся Джоном Уиклифом, неоднократно объявлялись ошибочными и еретическими. Под давлением Папского престола в 1381 г. Оксфордский университет осудил восемь доктринальных положений Джона Уиклифа как неортодоксальные, а четырнадцать – как еретические, однако имя Джона Уиклифа в приговоре не фигурировало, как полагают исследователи, из-за того, что он пользовался поддержкой при дворе, особенно со стороны дяди короля Ричарда II, Джона Гонта, первого герцога Ланкастерского, отца английского короля Генриха IV (1399–1413 гг.). Созванный Кентерберийским архиепископом Уильямом Кортни (1381–1396 гг.) Собор в Лондоне (май-июль 1382 г.) осудил 24 положения учения Джона Уиклифа (вновь без упоминания его имени). Джон Уиклиф был вынужден покинуть Оксфорд в 1381 г., но университет некоторое время оставался центром распространения его идей; там преподавали ученики Джона Уиклифа, считавшиеся представителями первого поколения лоллардов: Николас Херефорд, Лоуренс Бидман, Филип Репиндон и Джон Астон. После того как архиепископ Уильям Кортни при поддержке английского короля Ричарда II добился того, чтобы канцлер Оксфордского университета Роберт Ригг обнародовал касавшиеся Джона Уиклифа соборные решения, Лоуренс Бидман, Филип Репиндон и Джон Астон объявили о своей верности ортодоксальному католицизму. Николас Херефорд покинул Англию и попытался обратиться с апелляцией к папе Римскому. В ноябре 1381 г. был издан статут, облегчавший арест еретиков и содержание их под стражей. Первым лоллардом, который предстал перед церковным судом, стал Уильям Суиндерби (его дело рассматривал в 1382 г. епископ Линкольна). Джон Астон, несмотря на отречение, практически сразу (уже в 1383 г.) вернулся к проповеднической деятельности в духе идей лоллардов.

 



 
PR-CY.ru