ЛОЛЛАРДЫ - Страница 6

Первой жертвой стал рыцарь из Херефордшира сэр Дж. Олдкасл, лорд Кобем. Являясь искренним лоллардом, он прятал странствующих проповедников, посещал их службы, открыто выступал против некоторых церковных обрядов. Король Генрих V лично пытался уговорить его отречься от заблуждений. Однако тот, отказавшись явиться к вызвавшему его архиепископу, начал укреплять свой замок Каулинг. По королевскому приказу он был взят под стражу и предстал перед архиепископом 23 сентября 1413 г. Сначала Дж. Олдкасл произнёс католический Символ веры, с которым архиепископ согласился, но потом его спросили о понимании таинств евхаристии и покаяния. Лорд Кобем открыто заявил о своих лоллардских взглядах. Его объявили еретиком, но дали сорок дней на то, чтобы он отрёкся от своих убеждений. Сторонникам Дж. Олдкасла, составившим заговор, удалось подготовить его бегство из Тауэра, которое вызвало панику при дворе, поскольку многие верили, что сотни тысяч лоллардов готовы к восстанию. В планы заговорщиков действительно входили захват короля и его братьев, смена правительства и реформа католической церкви в Англии. Король Генрих V, узнав о назначенной на 12 января 1414 г. встрече заговорщиков, дал приказ с ними покончить. Было схвачено 69 заговорщиков, из них 30 человек были повешены; затем ещё семь человек были казнены по обвинению в ереси. Дж. Олдкасл бежал и был объявлен вне закона. Он пытался поднять восстание в 1415 г. В 1417 г. его задержали на валлийском пограничье, привезли в Лондон и осудили на смерть за государственную измену. Участие Дж. Олдкасла в попытке переворота заставило Генриха V пойти на более серьёзные меры против лоллардов. В 1414 г. парламент принял акт (так называемый статут о лоллардах), согласно которому ересь объявлялась преступлением с точки зрения как гражданского, так и канонического права. С большей строгостью был вновь введён в действие статут 1401 г. Всем судьям предписывалось вести розыск еретиков и передавать их дела для рассмотрения в церковные суды. Признанные виновными в ереси лишались всего имущества. Статут 1414 г. остановил распространение идей лоллардов. Бродячие проповедники не могли открыто проповедовать, хотя лолларды проводили секретные встречи и продолжали распространять еретические сочинения. Преследование лоллардов велось активно, однако казни совершались редко: исследователям известно о 28 казнённых за ересь после 1414 г.; большинство обвиняемых в ереси отказывались от своих убеждений и приносили публичное покаяние. В это время ересь лоллардов получила распространение в Шотландии: в 1407 г. один из лоллардов был сожжён в Перте, другой – в 1422 г. в Глазго. В 1416 г. все магистры университета в Сент-Андрусе принесли клятву защищать церковь от лоллардов. В 1425 г. шотландский парламент указал епископам заниматься выявлением еретиков и лоллардов. В 1427 г. папа Римский Мартин V (1417–1431 гг.) приказал епископу Линкольнскому выполнить декрет Констанцского собора, касавшийся останков Джона Уиклифа, который был осуждён как еретик. Останки выкопали из могилы на церковном кладбище в Латтеруэрте и выбросили в реку Эйвон. В 1431 г. лолларды под предводительством Джека Шарпа (настоящее имя Уильям или Джон Перкинс) попытались поднять восстание в нескольких городах (Лондон, Оксфорд, Ковентри и др.), требуя конфискации светских владений церкви. Джек Шарп был схвачен и казнён в Оксфорде. Впоследствии процессы против лоллардов становились все более редкими. С середины XV в. идеи лоллардов были востребованы, в основном, в сельской местности, а также в торгово-ремесленных кругах некоторых городов (например, в Бристоле).

 



 
PR-CY.ru