ЛОЛЛАРДЫ - Страница 7

В документах того времени сохранилось мало сведений о лоллардах. В 1494 г. за приверженность идеям лоллардов были сожжены Джоан Бротон и её дочь леди Янг. Процессы против лоллардов велись и в первой половине XVI в. Законодательные акты против лоллардов были отменены в 1559 г., с развитием Реформации в Англии. Вопрос о степени влияния лоллардов на распространение в Англии Реформации остаётся спорным, однако начиная с 1520 гг. исследователям достоверно известно о контактах между некоторыми лоллардами и отдельными представителями английской Реформации (Уильям Тиндал, Хью Латимер и др.). Сведения о некоторых лоллардах как о предвозвестниках англиканства включил в «Книгу мучеников» протестантский проповедник Джон Фокс (1516–1587 гг.). Движение лоллардов не было единым как с гендерной (женщины участвовали в движении и способствовали распространению идей лоллардов; хотя в последнее время это представление ставится под сомнение многими исследователями), так и с социальной точки зрения. Среди лоллардов были люди из всех слоёв общества – от высшей знати до ремесленников. Многие представители Оксфордского университета выказывали симпатии лоллардам и их идеям (по крайней мере, до 1420 гг.). Представители придворной знати, которые, по мнению хронистов-современников, поддерживали лоллардов в правление королей Ричарда II и Генриха IV, получили в историографии наименование «рыцари-лолларды» («Lollard Knights»). К этому кругу принадлежали Рейналд Хилтон, Джон Пичи, Джон Трасселл, Ричард Стури, Льюис Клиффорд, Томас Латимер, Джон Кланвау, Джо Монтагью, третий граф Солсбери, Уильям Невилл и Джон Чейн. Семеро из них имели сходную карьеру: став рыцарями при Эдуарде III, они достигли высокого положения при дворе Ричарда II, выступали в качестве дипломатов за рубежом. Их позиция во многом отражала двойственное отношение к ереси светских и церковных властей до статута 1401 г. Поддержка, которую оказывали лоллардам эти представители высшей знати, способствовала росту и распространению движения. Исследователям известно также, что в восстании Дж. Олдкасла приняли участие пять рыцарей и больше двадцати сквайров и джентльменов. Многие идеи Джона Уиклифа (критика католического духовенства, призыв к экспроприации церковного имущества) находили отклик у его современников; достаточно широкой была поддержка его мнения о необходимости проповеди на национальном языке и о переводе Библии на английский язык, однако исследователям сложно сказать, насколько воспринято было в английском обществе его учение, отрицавшее акт пресуществления в евхаристии. География движения лоллардов точно не определена. Их идеи получили широкое распространение в графствах, расположенных вдоль Темзы, в городах Бристоль и Ковентри, а также в Восточном Мидленде (Лестер и Нортгемптон), Восточной Англии и Кенте. Особенностью лоллардов исследователи называют отсутствие централизованной организации. Существовали группы лоллардов, которые, хотя и знали друг о друге, но не имели постоянных связей. Это обстоятельство сыграло определённую положительную роль во время гонений, когда лолларды могли прятать у себя представителей других групп. Связи отсутствовали даже между группами, располагавшимися в поселениях на расстоянии всего в несколько миль. Постоянные контакты между отдельными группами исследователи объясняют, как правило, вовлечённостью в движение лоллардов членов одной семьи. Учение лоллардов, в основном, распространялось благодаря устным наставлениям и проповедям. Цикл английских «уиклифитских» проповедей сохранился в рукописях и был популярным в конце XIV – начале XV вв.

 



 
PR-CY.ru