ЛОЛЛАРДЫ - Страница 3

В 1385 г. в Англию вернулся Николас Херефорд; он также возобновил проповедь идей лоллардов (занимался проповеднической деятельностью до 1391 г., когда отошёл от ереси). Активным последователем Джона Уиклифа и проповедником его идей был Джон Перви; после подавления восстания лоллардов во главе с Джоном Олдкаслом (1414 г.) он попал в тюрьму, где и умер. Несмотря на усилия католических иерархов положить конец проповеднической деятельности лоллардов, число их сторонников только росло. В 1388 г. была создана особая комиссия для розыска еретических сочинений Джона Перви, Николаса Херефорда, Джона Астона и Джона Уиклифа. Политическую окраску движению лоллардов придавали как их предполагаемая причастность к крестьянским волнениям (в восстании 1381 г. под предводительством Уота Тайлера принимал участие проповедник Джон Болл, которого современники, вероятно ошибочно, считали учеником Джона Уиклифа), так и покровительство знатных и влиятельных лиц (в том числе при королевском дворе). В январе 1395 г., во время поездки короля Ричарда II в Ирландию, в парламент была подана петиция лоллардов; текст петиции «Двенадцать утверждений лоллардов» был вывешен также на дверях Вестминстерского аббатства и собора святого Павла в Лондоне. По сообщению хронистов, некоторые лорды поддерживали критику лоллардами католической церкви и восхваляли их воззрения в парламенте. Исследователям неизвестно, была ли петиция зачитана в парламенте или только распространена среди его членов: текста петиции в парламентских свитках нет. Было послано два письма королю в Ирландию с сообщением об угрозе, которую представляли лолларды (Ричард II вернулся в Англию только в мае). В октябре 1395 г. папа Римский Бонифаций IX (1389–1404 гг.) обратился с письмом к английским архиепископам, побуждая их с бóльшим рвением бороться с еретиками (в послании папа Римский цитировал «Двенадцать утверждений...» не по латинскому тексту, вывешенному на дверях собора святого Павла, а по английскому тексту, адресованному лордам и общинам парламента). В петиции «Двенадцать утверждений...» говорилось, что Церковь Англии, следуя за Римской церковью, слишком заботится о земных благах и охвачена мирской гордыней; духовенство забыло об идеалах Христа и апостолов; целибат клириков ведёт к моральному разложению, а вера в пресуществление при совершении евхаристии лежит в основе идолопоклонства. Лолларды критиковали католическую практику благословения священниками неодушевлённых предметов, совершение поминальных молитв, отвергали необходимость паломничеств, пожертвований, исповеди (по мнению лоллардов, она развивала у священников гордыню) и обетов целомудрия у женщин. Клирики, согласно лоллардам, не должны были занимать светские должности. Крайне негативно лолларды оценивали институт монашества, особенно критиковали нищенствующие Ордены. Лолларды выступали против войн и Крестовых походов, поскольку любое убийство противоречит евангельским заповедям, а также настаивали на запрете и упразднении ремёсел, которые не являются жизненно необходимыми для людей (например, ювелирное дело, ремесло оружейников).

 



 
PR-CY.ru