ЛОЛЛАРДЫ - Страница 8

Эти проповеди были составлены несколькими авторами, однако исследователи отмечают, что для текстов характерна общность идей и способов их выражения. Проповеди сыграли важную роль в движении лоллардов, но характерная некогда для историографии тенденция придавать определяющее значение в распространении воззрений лоллардов странствующим проповедникам была, по мнению исследователей, скорректирована, т.к. наиболее успешной была деятельность проповедников там, где их хорошо знали, или где проживали их родственники и друзья. В других местах проповеди лоллардов особого успеха не имели. Учение лоллардов основывалось на учении Джона Уиклифа, однако не существовало единого комплекса представлений или официальной доктрины. Исследователям довольно сложно установить религиозные принципы лоллардов. Допросы участников движения характеризуют их как людей, недовольных существовавшими церковными порядками, но те вопросы, которые каждый из лоллардов считал важными, могли существенно различаться. Современные исследователи подчёркивают, что среди тех, кого в источниках называли лоллардами, не обязательно все разделяли взгляды лоллардов, т.к. в XV–XVI вв. так часто называли еретиков вообще. Лолларды утверждали авторитет Священного Писания, при этом придерживались традиционного подхода к его толкованию. Ветхий Завет требовал «смысловой» интерпретации, Новый Завет – «буквального» прочтения, поскольку Писания и закон Ветхого Завета были воплощены в Новом Завете, что и стало основанием для жизни христиан, а также для существования христианской церкви. Вслед за Джоном Уиклифом лолларды отдавали первенство учению Иисуса Христа в Новом Завете, ставя Ветхий Завет на второе место (что подтверждается большим количеством сохранившихся копий Нового Завета по сравнению с Ветхим Заветом). Герменевтика лоллардов оставалась весьма консервативной. Они не поддерживали радикальное апокалиптическое видение и не прибегали к радикальной критике общественного устройства. Не пытаясь разрушить общество, лолларды, скорее, стремились к восстановлению идеалов изначального христианства. Преследование лоллардов способствовало развитию консервативного социального движения, которое не смогло продвинуться дальше критики церковных злоупотреблений. Джон Уиклиф выступал за очищение текста Священного Писания от церковных и академических интерпретаций и комментариев, за доступное чтение Библии для любого христианина, которое должно было способствовать возвращению в общество утраченных идеалов Христа, апостолов и порядков древней церкви. Таким образом, лоллардизм (особенно после изгнания его сторонников из университетов) представляет собой, по мнению исследователей, не только антиинтеллектуальную ересь, приверженцы которой выступали за сущностный возврат к Библии, но и учение, сторонники которого пытались разрешить одну из ключевых позднесредневековых проблем – о роли разума в области веры. Для лоллардов важной представлялась идея «буквального смысла» Библии как источника соответствующего герменевтического дискурса. Лолларды подчёркивали необходимость непосредственных отношений человека с Богом, отмечали значимость личного благочестия, смирения и простоты, отрицая таким образом необходимость разветвлённой церковной иерархии. Лолларды выступали против участия клириков в мирских делах, критиковали сложившуюся практику, когда духовные лица занимали светские должности; осуждали представителей католического духовенства за распущенность нравов, за внимание церкви к своему экономическому положению, за пренебрежение истинной духовностью. Лолларды критиковали отдельные аспекты католической обрядности, подвергая сомнению ценность молитвы, обращённой к святым, говорили о необязательности изображений в храмах, паломнической практики, отрицали наличие чистилища.



 
PR-CY.ru