ЛОЛЛАРДЫ - Страница 4

Последовательным противником лоллардов был Кентерберийский архиепископ Томас Арундел. В 1397 г. он представил на суд провинциального синода 18 статей из сочинений Джона Уиклифа, и они были формально осуждены. Решение синода было отражено в полемическом трактате Уильяма Вудфорда «Против ошибок Уиклифа в Триалоге» («Contra errores Wiclif in Trialogo»). В 1398 г. архиепископу Томасу Арунделу пришлось бежать из Англии; вернулся он уже как главный советник нового английского короля Генриха IV Ланкастера. Обеспокоенный симпатиями королевского двора к лоллардам, особенно после того как в октябре 1399 г. спикером в палате общин английского парламента был назначен сэр Джон Чейн, покровительствовавший им, архиепископ на конвокации английского духовенства заявил о необходимости пресекать антиклерикальные выступления и высказал озабоченность взглядами Джона Чейна (тому пришлось на следующий день отказаться от должности спикера). Духовенство обратилось к королю Генриху IV с прошением начать активные действия против лоллардов. В 1401 г. католическое духовенство Англии вновь обратилось к королю с петицией; в документе отмечалось, что без поддержки королевской власти епископы не могут пресечь деятельность странствующих проповедников. Прелаты просили помощи короля в борьбе с теми, кто проповедовали ересь, проводили с этой целью многочисленные религиозные собрания, пропагандировали еретические учения в школах или без разрешения епископа распространяли книги с антицерковными взглядами. Эта петиция при полном согласии парламента была удовлетворена королём. В изданный в 1401 г. королевский статут была включена статья «О сжигании еретиков» («De heretico comburendo»; отменена в 1677 г.), согласно которой без разрешения местного епископа запрещалось читать проповеди о чём бы то ни было, проводить религиозные собрания, содержать школы, прививать ученикам антицерковные взгляды, критиковать установленные в церкви порядки; епископы могли арестовывать нарушителей и держать их в тюрьме в течение трёх месяцев, пока будет идти судебное разбирательство. Если арестованного признавали виновным, то могли продлить ему заключение или оштрафовать его; если он отказывался отречься от своих убеждений или, однажды отрёкшись, снова впадал в ересь, то его передавали шерифу для последующей казни через сожжение. Всем, у кого были еретические книги, надлежало их сдать в течение сорока дней. Пока принимался этот статут, по обвинению в ереси был схвачен Уильям Сотр, священник из Норфолка, который уже отрекался от лоллардских убеждений в 1399 г., но снова впал в ересь; он предстал перед судом конвокации духовенства и был осуждён. 2 марта 1401 г. Уильям Сотр был сожжён в Смитфилде по королевскому приказу (статут 1401 г. ещё не вступил в силу). Примерно в это же время суд рассмотрел дело Джона Перви; он отрёкся от своих прежних взглядов и публично признал свои заблуждения у креста святого Павла. В целом общественное мнение повернулось против лоллардов; епископами были инициированы новые расследования их деятельности. Тем не менее, растущее недовольство действиями Генриха IV вновь придало политическую окраску движению лоллардов; распространение получили их социальные воззрения.

 



 
PR-CY.ru