ЛИТОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 7

В послании Витовта говорится, что он, «згадав з нашею братьею» – другими литовскими князьями, отказал в повиновении Фотию и выслал его из страны. Исследователи полагают, что это произошло весной 1414 г., когда Фотий встречался с Витовтом в Гродно. После этого великий князь Литовский отправил в Константинополь своего кандидата на митрополичью кафедру – Григория Цамблака из знатного болгарского рода, родственника Киприана. В окружном послании Фотия говорится, что патриарх Евфимий III(II)  Синод «не послушаше его, но еще из сану священничьства изверже его вселенский патриарх» («Русская историческая библиотека», том 6). В послании Витовта лишь кратко отмечено, что его предложение в Константинополе не было принято. После этого, как говорится в послании Витовта, он созвал Собор православного духовенства, на котором было принято предварительное решение о выборе своего митрополита. Исследователи полагают, что тогда было составлено послание епископов к Фотию, в котором митрополита, не называя его конкретно, обвиняли в нарушениях «апостольских и отеческих правил», а также в совершении таких поступков, из-за которых он должен находиться «под извержением и под проклятием» («Русская историческая библиотека», том 6). В послании Витовта отмечено, что в марте 1415 г. в Константинополь были направлены послы с заявлением, что, если им не поставят митрополита, они выберут его сами. Когда положительный ответ из Константинополя не пришёл, Витовт в ноябре 1415 г. созвал епископов, которые в церкви Богородицы в Новгородке провозгласили Григория Цамблака своим митрополитом. О принятом решении Витовт и епископы оповестили население в своих окружных посланиях. В этих посланиях совсем не говорилось о каких-либо недостойных поступках Фотия. Епископы утверждали лишь, что они видели «презираему... Церковь Киевску... и стадо Христово небрегомо», император не захотел выслушать их просьб «своих деля прибытков неправедных», поэтому они были вынуждены сами избрать митрополита по примеру болгар и сербов. Вместе с тем в посланиях епископов подчёркивалось, что это решение не означает их разрыва с православным миром, они во всём следуют православному учению и признают духовный авторитет восточных патриархов («патриарха святейшего Констянтиноградского имамы патриарха и отца и прочая патриархы»). («Русская историческая библиотека», том 6). Окружное послание Витовта содержало резкие выпады не только против императора, но и против патриарха. Обоих великий князь порицал за корыстолюбие. Исследователи полагают, что Витовт и епископы по-разному понимали акт разрыва с митрополитом в Москве. Витовт, как полагают исследователи, хотел, чтобы это был начальный этап разрыва и с православным миром. В Московском своде конца XV в. говорится, что Витовт добился решения Собора, угрожая епископам («аще не поставите его, то зле умрете» – («Полное собрание русских летописей», том 15), но в более ранних источниках такие утверждения отсутствуют. В окружном послании митрополита Фотия отмечено, что свои послания об избрании Григория Цамблака епископы и Витовт рассылали по всей Русской земле, рассчитывая, как полагают исследователи, что и другие русские княжества перейдут в юрисдикцию Григория Цамблака. Так, Тверскому великому князю Ивану Михайловичу были отправлены послания Витовта и Собора епископов, а также послание Григория Цамблака, выражавшего готовность стать «молебником» тверского князя, но Тверская епархия продолжала подчиняться Фотию. Власть Григория Цамблака распространилась на православные епархии во владениях не только Витовта, но и его сюзерена – польского короля, о чём исследователям говорит участие в Соборе в Новгородке Холмского епископа.

 



 
PR-CY.ru