ЛИТОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - Страница 8

Решение об избрании Григория Цамблака привело к конфликту между Литовской митрополией (теперь настойчиво называвшей себя Киевской) и Константинополем. Патриарший Синод осудил действия Григория Цамблака и проклял его, о чём сообщили в Москву патриарх Иосиф II и император Мануил II Палеолог. Однако заинтересованные в помощи Ягайло и Витовта против турок император и патриарх вступили в переговоры с Витовтом в поисках мирного разрешения конфликта. Исследователям неизвестно, что происходило дальше, но к 1418 г. конфликт как-то был улажен. В речи на Констанцском соборе в феврале 1418 г. митрополит Григорий Цамблак назвал императора Мануила II Палеолога «своим сиятельным господином», позднее императорские послы присутствовали на литургии, которую служил Григорий Цамблак. О пастырской деятельности митрополита Григория Цамблака не сохранилось каких-либо свидетельств. Исследователи полагают, что с его именем следует связывать создание протографа «Тарновской Кормчей», в который вошли послания епископов и Витовта о поставлении Григория Цамблака. В правление митрополита Григория Цамблака продолжалось распространение на землях Литовской митрополии католичества при поддержке государственной власти, что было особенно заметно на территории Львовского, Перемышльского и Холмского епископств. Католическому дворянству и горожанам предоставлялись привилегии, которых православные не имели. Всё более широкое распространение получала практика содержания католического храма за счёт местного православного населения. В меньшей степени эти процессы затронули Великое княжество Литовское, где перемены коснулись пока только Подляшья, но и в Великом княжестве Литовском в ряде городов появились католические храмы, в том числе в Новгородке, одном из главных центров митрополии. Желая добиться заключения унии Литовской митрополии с Римом, Ягайло и Витовт стали настаивать на участии митрополита в переговорах о соединении церквей на Констанцском соборе католической церкви. В конце 1417 г. митрополит Григорий Цамблак направился в Констанц, где 25 февраля 1418 г. был торжественно принят папой Мартином V. Однако митрополит Григорий Цамблак, ученик Евфимия Тырновского и автор антилатинских полемических сочинений, не оправдал надежд, возлагавшихся на него в Вильно и Кракове. Он не выступил с предложениями о локальной унии, а присоединился к византийской делегации, поддержав традиционный для православной стороны постулат о созыве вселенского Собора для обсуждения всех спорных вопросов во взаимоотношениях между двумя церквами. На межконфессиональные отношения на землях Киевской митрополии поездка митрополита Григория Цамблака в Констанц не оказала никакого влияния. Исследователи отмечают рассказ четвёртой Новгородской и первой Софийской летописей о поездке Григория Цамблака. В нём говорится, что Григорий Цамблак убеждал Витовта оставить католическую веру, а затем направился в Констанц, чтобы спорить о вере с папой и его мудрецами. Так объясняли, как полагают исследователи, действия митрополита противники соединения церквей в православной Киевской митрополии. Митрополит Григорий Цамблак скончался зимой 1419/1420 гг., и вскоре после этого произошло восстановление общерусской митрополии. В июне 1420 г. состоялась встреча Витовта и митрополита Фотия в Новгородке. Исследователи полагают, что причины такого поворота в политике правителей Польши и Литвы могут быть установлены лишь предположительно. По мнению исследователей, речь шла о привлечении таким путём духовенства Северо-Восточной Руси к участию в работе вселенского Собора, который обсуждал бы вопрос о соединении церквей.



 
PR-CY.ru