«LUMEN GENTIUM» - Страница 4

Ставя во главу угла жизни церкви всеобщее единение в Святом Духе и таинствах, прежде всего, в евхаристии, благодаря которой «Церковь непрестанно живёт и возрастает», «Lumen gentium» закладывает в католическом богословии основы экклезиологии общения. В бытии церкви «Lumen gentium» открывает одновременно эсхатологическое измерение в силу того, что церковь отождествляется с ростком и началом Царства Небесного, или Царства Христа, на земле, и историческую динамику, поскольку это Царство, прообразованное и предуготовленное в истории ветхозаветного Израиля, существуя в тайне (in mysterio), «зримо возрастает в мире силою Божией» и «обретёт славное завершение в конце веков», когда церковь в славе сочетается со своим Царём. Обетованное восстановление (restitutio) «уже началось во Христе, развивается ниспосланием Святого Духа и через Него продолжается в Церкви». При этом мессианская задача церкви носит универсальный характер: входя в человеческую историю и неся на себе «преходящий образ мира ceгo», она «вместе с тем превосходит времена и границы народов», «молится и трудится, чтобы мир во всей своей полноте превратился в народ Божий, тело Господне и храм Святого Духа». Знáком и залогом её возрастания является евхаристия, в которой всякий раз совершается (exercetur) дело искупления. Эсхатологическая природа церкви сказывается также в превосходящем временны́е границы единстве всех её членов: те, кто ещё странствуют по земле, находятся в духовном общении с теми, кто, окончив земную жизнь, подвергаются посмертному очищению в чистилище или пребывают в блаженном богосозерцании. «Ибо все те, кто Христовы, кто имеют Его Духа, созидаются в единую Церковь», составляют единое мистическое тело Иисуса Христа, единую семью. При этом, как отмечают комментаторы, составители «Lumen gentium» сознательно избежали характерных для прежней католической экклезиологии небиблейских терминов, обозначающих церковь в трёх состояниях: «воинствующая» (militans), «страждущая» (patiens), «торжествующая» (triumphans) Единение церкви земной и Церкви небесной осуществляется в литургии, прежде всего, в евхаристии и других таинствах, проявляется в практике поминовения усопших в заупокойных молитвах, в предстательстве святых перед Отцом за грешников. Несмотря на то что церковь находится в становлении и называется, как у Августина Блаженного, «странствующей» (peregrinans), «Lumen gentium» утверждает существование на земле в зримых формах истинной (единой, святой, соборной и апостольской) церкви Христа: «Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сём как общество, пребывает в католической Церкви (subsistit in Ecclesia catholica), управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним». Это утверждение, тесно увязывающее истинность церкви и общение с Римским престолом, не только явилось одним из самых спорных в конституции с точки зрения членов других христианских церквей, но и вызывало многочисленные разногласия в процессе рецепции в самой католической церкви.

 



 
PR-CY.ru