«LUMEN GENTIUM» - Страница 3

Само единство церкви зиждется на предвечном единстве троических Лиц. Церковь наделена дарами и заповедями своего Основателя, богатством Его славы. Однако главным даром служит живущий в ней и в сердцах верующих Святой Дух. Его действия пронизывают все стороны церковной жизни, Он есть её жизненное начало, обеспечивающее возможность достижения всеми её членами евангельской святости. Святой Дух непрестанно освящает, животворит, обновляет и наставляет церковь, «наделяет и направляет её различными иерархическими и благодатными дарами», объединяет «в общении и служении». При этом подчёркивается важность социального устройства церкви (socialis compago), котрое Дух Христов использует для излияния на всех истины и благодати. Акцент, который делается в «Lumen gentium» на пневматологическом аспекте, служит преодолению разрыва между институциональной и харизматической составляющими экклезиологии, ибо «один и тот же Дух разделяет на пользу Церкви Свои различные дары по богатству Своему и согласно потребностям служений», так что она наделена подобающими средствами достижения социального единства. По аналогии с Богочеловеком Христом в церкви невидимые небесные блага и зримое иерархическое сообщество (societas organis hierarchicis instructa) суть «составляющие одной сложной реальности, образуемой божественным и человеческим началами (elemento)». Поскольку человек не безгрешен, святость церкви несовершенна: будучи подлинно святой благодаря действующему в ней Богу, церковь одновременно всегда нуждается в очищении (sancta simul et semper purificanda), покаянии и обновлении под действием Святого Духа. Привлекая новозаветный образ, «Lumen gentium» называет церковь телом (corpus) (ср.: 1 Кор. 12:12–13, 27; 1 Кол. 1:18; Еф. 1:22–23), мистическое единство которого обеспечивают таинства. «В этом теле жизнь Христова переливается в верующих, которые через таинства сокровенным и действительным (reali) образом соединяются со Христом, принявшим страдания и прославленным». Особую роль в этом играют крещение и евхаристия. Крещение служит приобщению (consociatio) к искупительным Смерти и Воскресению, человек становится членом церковного тела, глава которого – Христос. В преломлении евхаристического хлеба происходит действительное (realiter) общение верующих с Господом и друг с другом, «осуществляется (efficitur) единство верных, составляющих одно тело во Христе». Питая их Своим Телом и Кровью, Господь желает «сделать их причастниками Своей жизни во славе». Сила и разнообразные дары всех таинств делают верующих сложившейся священнической общиной (communitas sacerdotalis), призванной к действенной любви и совершенству святости. «Ибо крещёные через возрождение и помазание Святым Духом посвящаются в дом духовный и священство святое, чтобы приносить духовные жертвы всеми делами христианина». В местных собраниях (congregationibus localibus) верных, сплочённых вокруг своих пастырей, истинно наличествует единая церковь Христова, и именно они называются в Новом Завете церквами. Церковная община во всей совокупности (universitas) верующих, имеющих помазание, обладает сверхъестественной способностью разумения (sensus) и различения истины и потому не может заблуждаться в вопросах веры и нравов.

 



 
PR-CY.ru