«LUMEN GENTIUM» - Страница 7

«В меру тех знаний, компетентности и авторитета, которыми обладают миряне, они имеют право, а иногда и прямую обязанность, выражать своё суждение о том, что касается блага Церкви». Мирянам, как и всем другим членам церковного тела, дано под воздействием Святого Духа через участие в таинствах, особенно в евхаристии, и богослужениях, через прилежание в молитве, деятельное служение ближним и упражнение в добродетелях достичь совершенства христианской любви и святости, в полноте проявить плоды благодати. Особое значение для возрастания святости в церкви, для «укоренения и укрепления в душах Царства Христова и его распространения по всем странам света» имеет монашество – «божественный дар, который Церковь получила от своего Господа и по Его благодати всегда хранит». Духовные усилия монашествующих должны быть посвящены благу всей церкви. Из-за высоких требований к образу их жизни монашествующие могут с большей силой возвещать другим верующим и всему миру о величии Христа и могуществе Святого Духа, о евангельских добродетелях и небесных благах, свидетельствовать о новой вечной жизни, благовестить о славе Царства Божия, превосходящей всё земное. Говоря о монашестве, «Lumen gentium» определяет, что оно не является промежуточным звеном между состояниями клирика и мирянина: «как из тех, так и из других Бог призывает некоторых верных Христу, чтобы они вкушали от этого особого дара в жизни Церкви и, каждый по-своему, приносили пользу ее спасительной миссии». Монашеские институты, имея юрисдикционную автономию в пределах отдельных церквей, обязаны подчиняться верховной власти Римского епископа в силу присущего ему вселенского первенства. Уставы монашества обретают канонический статус после их официального утверждения церковной властью. Посвятив отдельную главу в «Lumen gentium» Богородице, второй Ватиканский собор обстоятельно рассмотрел вопрос о Её месте в домостроительстве спасения и значении для церкви, т.е. представил экклезиологический аспект мариологии. Поскольку Богородице была уготована особая роль в тайне воплощенного Слова – «дар и служение богоматеринства, которые соединяют Её с Сыном Искупителем», Она нераздельно связана с созиданием и жизнью Его мистического тела и занимает высочайшее после Христа положение, стоит на первом месте в тайне церкви, «выше всех блаженных и ангелов», являясь «наипревосходнейшим и совершенно особым членом» церкви. В лице прославленной душой и телом Пресвятой Девы церковь, ещё находящаяся на пути к своей полноте в Царстве будущего века, уже достигла совершенства. В то же время Богородица очень близка верующим, поскольку стала для них Матерью по благодати и участвует с материнской любовью в их духовном рождении и воспитании. Содействовав на земле «послушанием, верой, надеждой и горячей любовью делу Спасителя», Она не оставила спасительного служения и по взятии Её на небо, но Своим многообразным заступничеством помогает обретению верными даров вечного спасения и соединению их со Христом и «сияет как знамение [signum] твёрдой надежды и утешения странствующему народу Божию».

 



 
PR-CY.ru