КЛАВДИЙ (I), Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик - Страница 8

В это время святые апостолы Пётр и Павел начинали проповедь среди язычников. Апостол Пётр воскрешает праведного Тавифу и крестит центуриона Корнилия в Иоппии (Деян. 9:31–11:18). Апостолы Павел и Варнава проповедовали в Антиохии, где образовалась многочисленная община, члены которой впервые назвали себя «христианами» (Деян. 11:19–26). В 40 гг. состоялся Иерусалимский Собор (Деян. 15:1–35). Апостолы Павел, Варнава, Сила и Тимофей проповедовали в Греции и Малой Азии, образовались общины в Эфесе, Фессалонике, Коринфе, Филиппах и других городах (Деян. 15–19). Хронология этих событий была довольно хорошо известна в древней христианской традиции и отражена в византийских хрониках. Так, считалось, что апостол Марк возглавил общину в Александрии в первый год правления Клавдия. Согласно хроникам Евсевия и Иеронима Стридонского, в 42 г. апостол Пётр прибыл в Рим и впервые начал проповедь новой веры в столице империи. У древних авторов не было согласия относительно определения времени Успения Пресвятой Богородицы. Однако большинство из них указывали даты в пределах 40 гг. Согласно Ипполиту Римскому (начало III в.), она скончалась в 43 г. Этого мнения придерживался византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.). Евсевий Кесарийский датировал Успение 48 г. В это же время, в конце 40 – первой половине 50 гг., по мнению современных исследователей, апостолом Павлом были созданы наиболее ранние послания, вошедшие в канонический свод Нового Завета: 1 Фес, Гал, 1 Кор. Согласно сообщению Светония, около 49 г. или в 50 г. Клавдий изгнал из Рима общины иудеев, охваченных волнением из-за некоего Хрeста. Исследователи полагают, что те же события упоминаются в Деян. 18:2, где сказано, что Клавдий приказал выселить всех иудеев из Рима, и город покинула семья понтийцев святых Акилы и Присциллы, иудеев, принявших крещение. Точная дата событий не определена из-за отсутствия строгой хронологии как у Светония, так и в книге «Деяния святых апостолов». Информация об изгнании иудеев Клавдием была повторена в начале III в. Дионом Кассием без упоминания о Христе. Дион Кассий считал, что Клавдий не изгонял иудеев, но лишь запретил им собрания в городе. В пользу этой оценки говорит общая толерантная политика Клавдия по отношению к иудеям и его союз с Иродом Агриппой, на что указывают современные исследователи. В начале V в. Орозий в сочинении «История против язычников» также коснулся этих событий. Он сослался на произведения Светония и Иосифа Флавия, в труде которого, по словам Орозия, содержалась и дата события – девятый год правления Клавдия (49 г.). В сохранившихся текстах сочинений Иосифа Флавия сообщения об этих событиях нет (исследователям известно, что дошедший до нас греческий текст Иосифа Флавия местами повреждён и сокращён). Орозий попытался проанализировать свои источники и заявил, что, по его мнению, неясно, изгнал ли Клавдий иудеев из-за их возмущения против Христа или изгнал иудеев и христиан вместе. При этом, судя по всему, Орозий не сопоставил сообщения у Светония и в книге «Деяния святых апостолов». Исследователи расходятся в оценке этих сведений, хотя в настоящее время большинство считает их заслуживающими внимания (см., например, Флоровский Г.В. Жил ли Христос?: Исторические свидетельства о Христе. М., 1991 г.). Однако часто отказываются отождествлять Хреста, упомянутого Светонием, с Иисусом. У исследователей нет единого мнения о том, является ли фраза Светония подлинной или интерполированной. Тем не менее, в пользу подлинности говорит многое: краткость сообщения и некоторое пренебрежительное отношение к самому событию практически исключают интерполяцию в текст со стороны какого-либо редактора-христианина. По мнению ряда исследователей, Светоний написал имя Христа (Хреста) так, как это было часто принято в латыни II в. Подобная транскрипция встречалась в Синайском кодексе Библии (IV в.) в книге «Деяния святых апостолов» (Деян. 11: 26 и 26:28) и в Первом послании Петра (1 Петр. 4:16).



 
PR-CY.ru