КЛАВДИЙ (I), Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик - Страница 7

Тем не менее, Клавдий не мог противостоять своему прижизненному почитанию на Востоке. В ряде провинций он был официально обожествлён. В Каппадокии были выпущены монеты с изображением Клавдия и надписью: «Бог Август». Около 50 г. в Камулодуне (Британия) был построен храм божественного Клавдия. В 46 г. внимание современников привлекло крупное извержение вулкана Санторин в Эгейском море, в результате которого в архипелаге Фера образовался остров Палеа-Камени; пострадали Эфес, Смирна и несколько островов. В извержении, как обычно, видели предвестие будущих бедствий и гнева богов, что становилось причиной усиления активности религиозных движений в различных регионах империи. Царь Иудеи Агриппа I Ирод (37–44 гг.), союзник Рима, правивший областями Северной Иудеи, присутствовал в Риме во время убийства Калигулы и прихода Клавдия к власти и, по общему мнению, способствовал разрешению политического противостояния, участвуя в переговорах между партиями. В благодарность за поддержку Клавдий даровал Агриппе в управление области Самария и Галилея, тем самым формально возродив прежнее Иудейское царство Ирода Великого. Агриппа I Ирод перенёс свою резиденцию в Кесарию Приморскую (он проявил себя сторонником фарисейского иудаизма). В его правление в первой половине 40 гг. произошло общее ужесточение религиозной политики в Палестине, что привело к конфликту иудеев с первой христианской общиной в Иерусалиме около 43 – 44 гг. По приказу Агриппы I Ирода в Иерусалиме был убит апостол Иаков Зеведеев, а апостол Пётр заключён в темницу, но чудесным образом спасён (Деян. 12:1–24). Гонение прекратилось со смертью Агриппы I Ирода. В 44 г. Иудейское царство было преобразовано в провинцию под прямым управлением римских наместников. Царская власть сохранялась только в Халкиде, которой управлял Ирод II (44–48 гг.), а затем Ирод Агриппа II. В 53 г. Клавдий взамен Халкиды пожаловал Агриппе II земли бывших тетрархий Филиппа и Лисания. Цари сохраняли также ряд прерогатив в управлении Иерусалимским храмом, назначая первосвященников. В то же время происходило постепенное обострение политической ситуации. Волнения в Иудее, столкновения между иудеями, самаритянами и греками становились всё более ожесточёнными. Из-за поземельных и имущественных споров иудеи нападали на жителей греческих полисов Заиорданья, враждовали с ними в Кесарии Приморской. Около 45 г. страну взволновал некий пророк Февда, который увёл из Иерусалима несколько тысяч человек к Иордану для проведения обрядов очищения. Римские власти решили, что эта толпа представляет опасность, и разогнали её военной силой (Деян. 5:34–36). Около 49 г. на Пасху в Иерусалиме произошла давка, в которой погибло несколько тысяч человек. Клавдий на протяжении всего правления стремился сохранить дружественные отношения с иудеями. В 46 г. в Рим прибыло посольство от иудеев с жалобами на прокуратора Иудеи Фада, который, стремясь к контролю над деятельностью клира Иерусалимского храма, приказал содержать облачения первосвященника под охраной римлян. Клавдий удовлетворил просьбу послов и разрешил иудеям сохранить облачения в своём распоряжении. На эпоху Клавдия приходится формирование первых значительных христианских общин в ряде городов Востока империи. При Клавдии произошла часть событий, описанных в книге «Деяния святых апостолов» (в основном, в Деян. 11–19).

 



 
PR-CY.ru