КАРТУЛЯРИИ - Страница 7

Ряд «картуляриев-хроник» были составлены в середине XII в. в бенедиктинских монастырях Средней Англии: Питерборо, Или, Абингдон. Исследователям известно также и о картуляриях, содержавших лишь актовый материал, например, «Уинчестерский кодекс» («Codex Wintoniensis»), созданный около 1130 г. в кафедральном приорате Уинчестера. Особняком стоит «Лландафская книга», составленная между 1120 и 1134 гг. в кафедральном соборе Лландафа (Юго-Восточный Уэльс). В ней исследователи обнаруживают черты сходства и с англо-нормандскими текстами (например, с Вустерским картулярием монаха Хеминга), и с ранними бретонскими картуляриями. Большую часть сохранившихся картуляриев исследователи относят к XIII–XV вв. Картулярии по-прежнему создавались в значительном количестве в монастырях и при кафедральных капитулах (к позднему Средневековью некоторые крупные монастыри и соборы могли иметь до несколько десятков картуляриев). Большое число картуляриев сохранилось в цистерцианских монастырях, с которыми, в частности, связано появление картуляриев на периферии Европы: в Польше, в Скандинавии. С конца XII – XIII в. исследователям известны картулярии светских аристократических семейств, городских коммун, университетов и т.д. Форма и организация материала в картуляриях в целом мало изменялись. Распространение получили оглавления, индексы и другие инструменты, облегчавшие работу с входившими в состав картуляриев документами. Происходила и дифференциация картуляриев по содержанию; составлялись своды, в которых были собраны документы, относившиеся к отдельным должностным лицам, к тем или иным категориям держаний и проч. Вместе с тем в повседневной хозяйственной деятельности большее значение стали приобретать другие виды документации (описи, регистры и др.), тогда как картулярии нередко выполняли роль парадных кодексов. Картулярии являются одним из основных видов источников по истории западноевропейского Средневековья. Большинство известных средневековых актов (за исключением некоторых средиземноморских регионов) сохранились только в виде копий в картуляриях. Традиционно историки использовали картуляриями, прежде всего, для реконструкции утраченных отдельных грамот и архивов. Исследования последней четверти XX – начала XXI вв. показали, что в состав картуляриев практически никогда не включался весь объём документов, имевшихся на тот момент в соответствующем архиве, напротив, имел место сознательный и часто вполне пристрастный их отбор, а нередко и сознательная фабрикация, преследовавшие определённые цели, поэтому картулярии сильно различаются по степени репрезентативности и достоверности. Это позволило исследователям рассматривать картулярии не только как источники по социально-экономической истории, но и как свидетельства средневековых представлений о прошлом, а также как инструменты формирования коллективных идентичностей церковных и светских корпораций. Актовые сборники, сходные по форме с западноевропейскими картуляриями, были достаточно широко распространены (в форме свитков или кодексов) в Византии; с XV–XVI вв. аналогичные копийные книги известны исследователям в России.



 
PR-CY.ru