КАРТУЛЯРИИ - Страница 2

Кроме того, Козрох стремился упорядоченно (rationabiliter) собрать документы, чтобы облегчить их использование для защиты от посягательств на церковное имущество. Распространение в Восточнофранкском королевстве практики составления картуляриев, по мнению исследователей, было связано с постепенным изменением форм фиксации сделок по передаче имущества. Примерно до VIII в. на этой территории преобладали частные грамоты (восходящие к позднеантичным аналогам), заверенные собственноручными подписями того, кто издал грамоту, и свидетелей, а также пометой писца или нотария. Постепенно подписи стали уступать место особым значкам (signa), которые ставили уже не сами свидетели, а писец. В дальнейшем довольно быстро сошла на нет и эта форма публичной фиксации сделок. Тогда же исчез и институт публичных писцов, грамоты стали составлять сами представители церковных учреждений, выступавших бенефициариями сделки, т.е. монахи, каноники кафедрального капитула или клирики из окружения епископа. В результате снизился юридический статус грамот по сравнению с другими формами подтверждения владельческих прав (прежде всего, показаниями свидетелей). Соответственно у монахов и каноников не было оснований непременно сохранять оригиналы грамот, нередко более удобным представлялось переписать необходимую информацию в систематизированном виде в особые кодексы. С конца IX – X вв. формальные грамоты часто вообще не составлялись, а сделка фиксировалась только записью в так называемой книге дарений. В аббатстве Санкт-Галлен, где сохранилось рекордное для заальпийской Европы количество оригиналов частных грамот (839 документов, которые датируются до 920 г.), в Средние века, насколько известно исследователям, картулярий составлен не был. Санкт-галленские монахи пошли по пути упорядочивания архивного хранения грамот: около 840 г. монастырское собрание частных грамот было организовано по географическому принципу, документы снабжены пояснительными надписаниями. Пример Санкт-Галлена представляет собой, по мнению исследователей, исключение, поскольку в других случаях после копирования в картуляриях или в книги дарений подлинники частных грамот в отличие от королевских дипломов и папских булл, по мнению исследователей, не считали нужным сохранять. Отношение к королевским дипломам и папским буллам было принципиально иным. Они имели особые удостоверяющие признаки (подписи, монограммы, печати) и как наиболее авторитетные свидетельства сохранялись в оригинале. В ранних картуляриях, составленных на территории Восточнофранкского королевства, практически нет копий королевских дипломов и папских булл. В Западно-франкском королевстве в силу большей романизации намного дольше бытовали документы позднеантичного типа, заверявшиеся личными подписями. В каролингскую эпоху (до конца IX в.) существовали, по мнению исследователей, и публичные писцы, часто приходские священники. Частноправовые документы нередко использовались как свидетельства в судебных тяжбах, поэтому необходимо было сохранять их в виде оригиналов. Иногда составлялись сборники копий документов, но в них было представлено лишь сравнительно небольшое число наиболее важных грамот (королевские дипломы, папские буллы), призванных подкрепить права монастыря или капитула в тяжбе, например, с другой церковной общиной или со светским магнатом.

 



 
PR-CY.ru