КАРТУЛЯРИИ

КАРТУЛЯРИИ – в средневековой Западной Европе сборник копий документов (в форме кодекса или реже свитка), связанных с каким-либо лицом, родом или институтом (аббатство, капитул, епископская кафедра и проч.). В раннее Средневековье термин «chartularium» использовался редко, им обозначалось любое собрание письменных документов, архив. Позднее картуляриями могли называть инвентарь, список – так, согласно 19-му канону синода в Арле (1275 г.), всем приходским священникам предписывалось иметь картулярии («chartularia») и заносить в них (особенно в Великий пост) имена прихожан, приходивших исповедаться. Современное значение термин приобрёл уже в Новое время, однако исследователи (особенно во Франции) вплоть до первой половины XX в. часто называли картуляриями не только средневековые сборники копий грамот, но и вообще любые комплексы документов, относящиеся к определённой местности или институту. Сохранившиеся образцы картуляриев демонстрируют разнообразие манеры копирования документов, отбора и организации материала. Первые известные в Западной Европе картулярии датируются первой половиной IX в. Как правило, они создавались в крупных монастырях и городах, центрах епископств. В Фульдском картулярии, составленном около 828 г. при аббате Рабане Мавре (822–842 гг.), первоначально были собраны копии около 2 тыс. документов (главным образом, акты дарения монастырюФульда и передачи земли в прекарий) и организованы в 15 брошюр. В каждой из брошюр содержались документы, относившиеся к тому или иному региону (гау) и расположенные, в основном, по хронологическому принципу. К XII в. Фульдский картулярий был переплетён в восемь кодексов, из которых сохранился лишь один, однако примерное содержание остальных кодексов исследователи восстанавливают по сделанной тогда же описи. Сходный комбинированный (географическо-хронологический) принцип организации материала характерен и для других картуляриев, созданных в IX в. на территории Восточнофранкского королевства, – картулярии аббатств Мондзее и Верден (все датируются второй половиной 850 гг.), а также картулярии епископских капитулов Регенсбурга (822–847 гг., дополнен в конце IX в.) и Пассау (около 840 г.). Однако все они по количеству включённых документов значительно уступают Фульдскому капитулярию. Иную структуру имеет картулярий епископского капитула Фрайзинга, составленный около 824 г. пресвитером Козрохом по распоряжению епископа Хиттона (811–835 гг.). Во Фрайзингском картулярии собраны около 600 грамот; они расположены по строго хронологическому принципу, в соответствии с порядком епископов. Впоследствии этот картулярий был дополнен копиями новых документов пресвитером Козрохом (до 848 г.) и его преемниками при епископах Эрханберте (836–854 гг.) и Анноне (854–875 гг.). Хронологическая, а не географическая организация материала затрудняла использование картуляриями для юридических или хозяйственных целей. Этот недостаток должно было восполнить подробное оглавление, частично написанное Козрохом. Однако исследователи полагают, что картулярий задумывался не только как хозяйственный документ. Сам Козрох в предисловии, говоря о целях и обстоятельствах составления картулярия, указывает на важность сохранения памяти (memoria) о благотворителях и покровителях церкви во Фрайзинге.

 



 
PR-CY.ru