КАРТУЛЯРИИ - Страница 6

К кельтской традиции копирования документов восходит небольшая группа ранних бретонских картуляриев XI – начала XII вв. Самый ранний из них был создан около 1050 г. в монастыре Ландевеннек (современный департамент Финистер, Франция). В начале кодекса собран агиографический материал о бретонских святых Винвалоэ (Гвеноле) и Этбине (Идиунете), приводится перечень аббатов монастыря. Дальше идут копии 57 документов о дарениях монастырю, главным образом, за IX–X вв. Часть из них написана от первого лица, часть – от третьего. Вопрос о подлинности наиболее древней части актов остаётся дискуссионным. По мнению исследователей, под влиянием Ландевеннекского картулярия в аббатстве Редон (современный департамент Иль и Вилен) также был составлен картулярий. Он намного больше по объёму (включает копии 391 документа, часть листов утрачена), но содержит лишь актовый материал. Основная часть документов составлена от третьего лица и относится к каролингскому времени (830–880 гг.). Более разнородные сведения представлены в картулярии аббатства Сент-Круа в Кемперле (современный департамент Финистер). Помимо копий 135 грамот в этот картулярий включены краткий рассказ об основании монастыря, несколько перечней (Римских пап и других церковных иерархов, а также сеньоров Корнуая), анналы от сотворения мира до 1128 г. и агиографический материал (Жития святых Гуртеирна и Нинноки). Анналы и часть грамот (до 1128 г.) составлены монахом Гурхеденом, дополнения в рукопись вносились до начала XIV в. По мнению исследователей, поводом для создания этого картулярия стал имущественный спор с монастырём Редон. В Англии картулярии получили более широкое распространение уже после нормандского завоевания 1066 г. В конце XI–XII в. преобладали картулярии «мемориального» типа, сходные с текстами того же времени из Северной Франции и Фландрии. В 1070–1080 гг. в кафедральном приорате Святой Троицы в Кентербери был составлен большой картулярий, который должен был не только собрать воедино сведения о земельных владениях, подвергавшихся посягательствам со стороны завоевателей нормандцев, но и служить своего рода «историческим приложением» к поминальным спискам благодетелей и мартирологу монастыря. В состав картулярия был также включён небольшой исторический трактат, объяснявший перенос традиционного места погребения архиепископов Кентербери из аббатства святого Августина в кафедральный собор Святой Троицы. В 1090 гг. в Вустере монах Хеминг по поручению епископа Вульфстана (II; 1062–1095 гг.) составил новый картулярий. Монах использовал материал из «Вустерской книги» (начало XI в.), но добавил к нему новые грамоты и тексты другого характера, в том числе краткое жизнеописание епископа Вульфстана и рассказ о владениях, утраченных монахами в разное время, в особенности из-за притеснений нормандцев. В XII в. среди английских картуляриев также стали преобладать «картулярии-хроники». Примером картулярия, объединённого с обширным историческим и юридическим материалом, исследователи называют «Рочестерский текст», созданный около 1125 г. в кафедральном приорате Рочестера.

 



 
PR-CY.ru