КАРТУЛЯРИИ - Страница 5

В Италии в IX–XI вв. сохранилась и получила развитие позднеантичная система нотариата, оригиналы грамот и их заверенные копии широко применялись в судопроизводстве. Первые итальянские картулярии появились лишь в конце XI – начале XII вв. под прямым влиянием клюнийской реформы. Приблизительно 1069–1085 гг. исследователи датируют картулярии монастыря Субиако. В 1090 гг. в аббатстве Фарфа монах Григорий Катинский составил картулярий, куда вошли копии около 1500 документов; помимо актового материала это были перечень аббатов, краткие заметки об их смене и анналы за 661–1099 гг. Позднее Григорий составил ещё «Книгу жертвователей», свод документов о передаче в держание владений аббатства. Архивный материал был обильно использован Григорием и в написанной им между 1107 и 1119 гг. «Фарфской хронике». В XII в., по мнению исследователей, отчасти под влиянием примера Фарфы, «картулярии-хроники» были созданы и в других монастырях Центральной и Южной Италии: Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, Новалеза, Монте-Кассино, где работал Пётр Диакон, Сан-Клементе-а-Казаурия. По мнению исследователей, с клюнийским влиянием связано составление картуляриев на Пиренейском полуострове в конце XI – начале XII вв. Картулярий из монастыря Сан-Педро-де-Карденья близ Бургоса (конец 1080 гг.) включает около 270 документов. Первой половиной XII в. исследователи датируют картулярии из Овьедо, из Сантьяго-де-Компостела и др. Особенностью пиренейских картуляриев исследователи называют большое число богато иллюминированных рукописей. Дискуссионным остаётся вопрос о появлении картуляриев в Англии. Единственный известный картулярий англосаксонского времени – «Вустерская книга» («Liber Wigornensis») – был составлен в начале XI в. в Вустере при епископе Вульфстане I (1002–1016 гг.; в 1002–1023 гг. – архиепископ Йоркский). В картулярии собраны больше 200 копий документов (дарения и акты о передаче земли в держание), упорядоченных по географическому принципу. Неактовый материал в «Вустерской книге» отсутствует. По мнению исследователей, картулярий предназначался для управления владениями вустерского капитула, свод не имеет признаков хроники или мемориального документа. Исследователи  отмечают, что по форме «Вустерская книга» довольно близка к некоторым восточнофранкским картуляриям, датируемым IX в., однако связь между ними исследователям неясна. По мнению исследователей, составление «Вустерской книги» было связано с ростом континентального влияния на Англосаксонскую церковь в условиях монашеской реформы второй половины X в. Вместе с тем существует гипотеза о самостоятельной традиции составления документальных сборников на Британских островах. Практика копирования документов и включение их в состав почитаемых литургических кодексов (копия грамоты могла приводиться на полях литургического текста) засвидетельствована в Англии и Уэльсе с IX–X вв.

 



 
PR-CY.ru