КАРТУЛЯРИИ - Страница 3

Исследователям известны подобные сборники IX–X вв. из Зальцбурга, а также из Ареццо, Утрехта, аббатств Анизола (на месте современного Сен-Кале), Корби, Прюм, Ставло, Фульда. Как правило, в таких сборниках вместе с грамотами (не всегда подлинными) были собраны исторические и юридические материалы (перечни церковных иерархов, нарративные меморандумы, постановления Соборов). Положение дел изменилось в X–XI вв., когда в условиях монашеской реформы составлением грамот стали заниматься (так же как и в Восточнофранкском королевстве) представители церковных общин, бенефициариев сделки. В результате во второй половине XI в. произошло увеличение объёма и многообразия письменных документов. В историографии это явление известно исследователям как «документальный переход» («mutation documentaire»). На смену прежним грамотам, отличавшимся достаточно жёстким формуляром, пришли гораздо более свободные по форме документы, которые составлялись не только от первого, но и от третьего лица, например, заметки нарративного характера, подчас довольно пространные. Такие документы могли использоваться для подтверждения самых разных актов: дарения, передачи имений в прекарий, отчётов о тяжбах, соглашений, актов коммендации и др. В условиях кризиса во франкских государствах и фрагментации политической власти влиятельные местные правители, а на локальном уровне даже бароны и кастеляны нередко становились более значимыми фигурами, чем монарх. Это обстоятельство способствовало стиранию границ между королевскими дипломами и другими разновидностями документов. После распространения печатей со второй половины XI в. принципиальным стало новое разделение документов в зависимости от наличия или отсутствия печатей. Одной из форм организации разнородного и быстро растущего в объёме документального материала стали панкарты – сводные грамоты в виде больших кусков пергамена или свитков, где приводились сведения о сделках, совершавшихся, как правило, не единовременно, а в течение определённого периода. Другой разновидностью документов стали картулярии нового типа, в которых документальный материал объединялся с текстами иного характера. Около 945 г. в монастыре святого Петра в Генте была составлена «Древняя книга дарений» («Liber Traditionum Antiquus»). Она включает рассказ об основании монастыря, опирающийся частично на историческое сочинение каролингской эпохи – «Деяния Фонтенельских аббатов» («Gesta abbatum Fontanellensium»), а также содержит хозяйственную опись (полиптик), полные копии двух наиболее важных грамот (императора Людовика Благочестивого и аббата Эгинхарда), а также несколько десятков заметок, пересказывающих содержание частных грамот о передаче монастырю земельных владений и юридических прав. Заметки представлены в приблизительном хронологическом порядке и документируют историю монастыря, что позволило насельникам оспорить у соседнего аббатства святого Бавона права на некоторые утраченные ранее владения.

 



 
PR-CY.ru