КАРТУЛЯРИИ - Страница 4

Более масштабным примером «картулярия-хроники» исследователи называют «Деяния аббатов монастыря святого Бертина» («Gesta abbatum S. Bertini Sithiensium»), созданные в начале 960 гг. монахом Фольквином из аббатства Сен-Бертен (на территории современного города Сент-Омер). «Деяния...» были составлены по примеру каролингских «деяний епископов» и «деяний аббатов» (об этом жанре подробнее см. ст. Житийная литература), но в отличие от них включали в себя также полные копии документов (в хронологическом порядке): 17 королевских дипломов и 29 частных грамот. По мнению исследователей, и гентский, и сен-бертенский картулярии создавались с двоякой целью: упорядочить и архивы монастыря, и сведения о его истории. Помимо хозяйственно-правовой и историографической такие картулярии имели и мемориальную функцию: сохранение имён основателя монастыря и дарителей было необходимо для принятого в монашеских общинах их обязательного литургического поминовения. В прологе к картулярию фрайзингского капитула поминовение упомянутых в нём персон названо целью составления сборника. Записи о дарениях монастырю нередко вносились и в поминальные списки (некрологи); между такими списками и картулярием существовал своего рода симбиоз, что осложняет исследователям чёткое разграничение этих видов текстов. В XI в., особенно во второй половине столетия картулярии (в том числе «мемориальные») получили распространение во Франции. Составлялись и картулярии смешанных типов. Например, в «Книге о восстановлении грамот» («Liber de reparatione chartarum») монастыря Сен-Шафр (на территории современного Ле-Монастье-сюр-Газей, департамент В. Луара), составленной при аббате Вильгельме IV (1086–1136 гг.), документы были расположены по географическому принципу, но снабжены параллельными заметками исторического содержания. Около 1065 – 1096 гг. в аббатстве Клюини был создан крупнейший французский картулярий (в настоящее время разделён на три кодекса); его первая часть состояла из копий королевских дипломов и папских булл, во второй части собраны около 3 тыс. частных грамот. Весь материал хронологически упорядочен по правлениям аббатов Клюни. Общий характер Клюнийского картулярия как документа по истории монастыря подчёркивают нарративные заметки к отдельным грамотам и серия записей анналистического характера за 910–1088 гг. Эти записи играли роль своеобразного хронологического указателя к собранию документов, в которых в большинстве случаев содержались лишь относительные датировки (по году правления монарха и т.д.). Исследователи отмечают, что для Большого картулярия аббатства Сен-Виктор в Марселе характерен смешанный принцип организации материала: сначала в хронологическом порядке даны наиболее важные документы, затем другие акты, распределённые по географическому принципу. Аналогичная схема использовалась при составлении картулярия монастыря Сент-Обен в Анже, где впервые была сделана попытка передать визуальные особенности копируемых грамот, приведены рисунки печатей.

 



 
PR-CY.ru