КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 7

С обновлением тематики, топики и стиля в куртуазной литературе идёт рука об руку обновление метрики и языка. Язык куртуазной литературы характеризуется явно пуристическими тенденциями в словаре (в этом отношении показательно сравнение, например, пропитанного эвфемизмами языка лэ с грубоватым и порой непристойным словарём фаблио). Наряду с устранением социальных диалектизмов устраняются диалектизмы локальные, приводящие в некоторых странах к созданию подобия унифицированного языка литературы (die mittelhochdeutsche Hofsprache). Вместе с тем куртуазные поэты охотно насыщают свою речь учёными терминами философии и богословия, игрой синонимов и омонимов, обнаруживающей знание грамматических тонкостей; заметно развивается периодическая структура речи. В области метрики (благодаря типизации содержания и формалистическим тенденциям куртуазной литературы) наблюдается эволюция и укрепление строгих форм. Наряду со сложной строфикой лирики в эпосе монотонная laisse monorime, скреплённая часто лишь ассонансами, заменяется рифмованным гибким и лёгким восьмисложным двустишием, изредка перебиваемым четверостишиями; в немецкой куртуазной эпопее ему соответствует четырёхударный стих с ограниченным заполнением без ударных слогов. Эти метрические формы куртуазной литературы настолько типичны, что делались попытки положить именно показания метра в основу периодизации некоторых средневековых литератур. С одной стороны, куртуазное мировоззрение раскрывается как утверждение и апология феодализма. Не только изображаемая действительность (даже при разработке сюжетов, заимствованных с Востока и у античных писателей) не мыслится иначе как в формах развитого феодализма; феодализируются и любовные отношения. И куртуазный «схоласт любви» (Андрей Капеллан) в своём латинском трактате «De amore» строжайшим образом классифицирует формы любовных объяснений по… сословным признакам: «Loquitur plebejus ad plebejam; plebejus nobili; plebejus nobiliori feminae; nobilis plebejae; nobilis nobili; nobilior plebejae; nobilior nobili; nobilior nobiliori». Тщательному сословному отбору подвергаются герои куртуазного романа: знатная владетельная дама и её покорный вассал (странствующий рыцарь) в центре повествования; только в отношениях между «благородными» верность и преданность венчаются наградой: самоотверженная любовь слуг к господам (Бранжьены, отдающей свою честь ради Изольды, Люнеты, выручающей своими советами Ивейна) изображается как нечто само собой разумеющееся. То же и в лирике. Та Любовь-служение, о которой говорилось выше fin amor (утончённая любовь), строго ограничена сословно; и по отношению к вилланке – девушке низшего сословия – куртуазный поэт и рыцарь знает только грубую радость физического обладания – fol amor (безумную любовь), – порой связанную с прямым насилием (тематика пастурели). И совсем редко промелькнет у классиков куртуазного стиля среди пышно разодетых фигур «изумительно уродливая и омерзительная» («Окассен и Николетта») тень оборванного мужика, чтобы стать у эпигонов (в момент обострения сословной борьбы) предметом грубого издевательства (немецкая rhöfische Dorfpoesie).

 



 
PR-CY.ru