КОСЯКОВ Василий Антонович - Страница 10

Подобно константинопольской церкви Святой Софии оно окружено боковыми двухъярусными галереями. Стены внутри были облицованы панелями из тёмно-зелёного мрамора, из него же был сделан иконостас. Искусственным мрамором были отделаны колонны, которые поддерживают галереи второго этажа и купольную конструкцию. Николаевский Морской собор в Кронштадте и Казанскую церковь исследователи считают вершинами и итогом развития византийского стиля в русской архитектуре. Церковь Нерукотворного образа Спасителя в современном селе Кукобой Первомайского района Ярославской области построена В.А. Косяковым в 1909–1912 гг. на средства местного уроженца Воронина (исследователи предполагают, что В.А. Косяков является и автором проекта двухэтажной богадельни в Кукобое). Церковь строилась преимущественно местными мастерами. Кирпич для облицовки привозили из Финляндии. Церковь, освящённая архиепископом Тихоном (Беллавиным) в мае 1912 г., имела приделы Казанской иконы Божьей Матери и Николая Чудотворца. Бесстолпный храм на подклете построен в традициях русского зодчества XVII в. Над основным объёмом возвышаются пять световых барабанов с луковичными главами. Центральный барабан крупнее, чем боковые, почти примыкающие к нему. Над западной частью – шатровая колокольня, которую фланкируют шатры на вытянутых гранёных барабанах, завершённые небольшими главками, в их основании помещены два ряда полуциркульных кокошников. С востока поставлены три полуциркульные в плане разновысотные алтарные апсиды, центральная окружена в нижнем ярусе галереей (аналогично собору Казанского монастыря в Данилове). Они оформлены аркатурно-колончатыми поясами. Боковые и восточный фасады завершены массивными кокошниками сложного профиля. Поля кокошников боковых фасадов заполнены огромными окнами, фланкированными лопатками с ширинками, в завершении применён мотив висячих гирек (отделка фасадов напоминает Казанскую церковь Староладожского подворья). Крыльца со щипцовыми завершениями и висячими гирьками находятся по сторонам притвора. По мнению исследователей, определённая сдержанность декора боковых фасадов основного объёма и особенности композиции сближают архитектуру храма с церковью Поречской монастырской общины в Санкт-Петербургской губернии. После революции храм был закрыт, интерьер и сложная система отопления уничтожены. Возвращён РПЦ в 1989 г. Последние церковные сооружения В.А. Косякова имеют черты неорусского стиля. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Поречской женской общины (современная деревня Козья Гора Сланцевского района Ленинградской области, 1904–1908 гг.) с приделами апостолов Петра и Павла (1913 г.), Николая Чудотворца и Максима Исповедника (1916 г.) построена по проекту В.А. Косякова в формах эклектики, но ясность композиции, сдержанный декор оштукатуренных фасадов свидетельствуют об учёте зодчим новых тенденций в церковной архитектуре. Здание имеет базиликальную композицию; восточная его часть представляет собой четверик, завершённый небольшим компактным луковичным пятиглавием, имеющим декоративный характер. К нему с востока примыкает полукруглая апсида, по сторонам – гранёные компартименты. Над главным входом развитый объём притвора венчает шатровая колокольня с тремя ярусами слухов, которую фланкируют небольшие шатры на вытянутых барабанах. С запада, юга и севера – традиционные для В.А. Косякова три крыльца с щипцовыми завершениями. Оформление фасадов представлено обрамлениями арочных окон и декоративными карнизами.

 



 
PR-CY.ru