КОСЯКОВ Василий Антонович - Страница 9

Три полуциркульные алтарные апсиды украшены аркатурно-колончатыми поясами. Отделка, среди которой также выделяются профилированные карнизы, выполнена с помощью облицовочного кирпича и бетона в стиле «узорочья» XVII в. Богато декорированный (ширинки, карнизы, колонки и др.) входной портал соединяет храм с двухэтажным в пять осей келейным корпусом. Переход в корпус есть также на уровне хор. Казанский храм – бесстолпный, пара трёхцентровых поперечных арок поставлена на короткую ось. Церковь была закрыта в 1935 г., в августе 1989 г. передана под подворье Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Основные восстановительные работы завершены в 1994 г., новый этап реставрационных работ начался в 2008 г. Самым выдающимся произведением В.А. Косякова стал Морской во имя Николая Чудотворца собор в Кронштадте (Якорная площадь, 5; 1902–1913 гг.) – храм-памятник русским морякам. В нём В.А. Косяков повторил (с иным соотношением частей) композицию купольной базилики константинопольского храма Святой Софии. В расчётах принимали участие Владимир Антонович и Георгий Антонович Косяковы. Собор высотой 70,6 м с гигантским центральным куполом (диаметр 26,7 м) стал архитектурной доминантой Кронштадта. Для храма В.А. Косяков выполнил рисунки предметов утвари, хоросов и светильников, проект резного беломраморного иконостаса в византийском стиле (скульптор Н.А. Попов), а также благоустроил прилегающую Якорную площадь (1913 г.). Однокупольная церковь-часовня Николая Чудотворца при анатомическом театре Морского госпиталя в Кронштадте (улица Мануильского, 2б; 1905 г.), возведённая В.А. Косяковым в византийском стиле, отличается скромными размерами и отделкой (арочные окна). Завершила византийскую тему в творчестве В.А. Косякова церковь-усыпальница в честь Казанской иконы Божьей Матери санкт-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова женского монастыря (Московский проспект, 100; 1908–1913 гг.). По мнению исследователей, на стилистику сооружения повлияли увиденные В.А. Косяковым в Стамбуле собор Святой Софии и церковь святых Сергия и Вакха. Строительство церкви началось практически сразу после одобрения проекта Синодом 15 апреля 1907 г. на средства монастыря и купцов Пантелеева и Кашинцева. 8 июня 1908 г. состоялась закладка церкви. В течение 1907 г. был сделан бетонный фундамент, цоколь будущего здания облицован серым гранитом, устроены 350 двухъярусных склепов из железобетона. Из него же соорудили и склепы снаружи будущей усыпальницы. Церковь представляет собой в плане квадрат с тремя полуциркульными апсидами. Исследователи отмечают, что утрированная тяжеловесность, приземистость пятикупольного трёхпридельного храма намеренно остро контрастирует с эстетизированным декором, который выполнен в стиле модерн, но ориентирован также на византийское и (в меньшей степени) на древнерусское (росписи) искусство. Фасады, барабаны центрального купола и сильно пониженных четырёх малых глав украсили орнаменты из майолики. В оформлении фасадов имитирована византийская кладка со скрытым рядом. Три портала украшены резьбой, выполненной по бетону с использованием мозаичных вставок (символические изображения евангелистов, виноградной лозы, птиц). Из Германии были привезены облицовочный кирпич и красная глазурованная черепица, которой был покрыт храм (историческая кровля ныне утрачена). Центральное пространство храма – октагональное, перекрыто очень большим в диаметре куполом.

 



 
PR-CY.ru