КАТОЛИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - Страница 9

Государство должно предупреждать причины разорительных стачек. Заработная плата должна обеспечивать рабочему сносное существование; в противном случае договор рабочего с предпринимателем теряет силу. Однако лучше, если условия труда определяются не прямым государственным законодательством, а корпорациями из рабочих и нанимателей, решения которых должны быть обязательными. Нельзя думать, что рабочие и наниматели – естественные враги. Христианство признаёт за обеими сторонами права и обязанности. Рабочие могут составлять ассоциации, которые помогут им скопить известную собственность и тем смягчить классовую рознь. Эти католические ассоциации будут самым лучшим средством борьбы против социалистических синдикатов с их антихристианским и антигосударственным направлением; посредством этих ассоциаций можно установить посредничество рабочих и патронов, организовать приискание рабочих, создать фонд вспомоществования для нуждающихся. Но в то же время рабочие должны исполнять всё, что они обязались по договору и никогда не прибегать к насилию. Со своей стороны предприниматели должны давать справедливую плату, а не ту, принимать которую вынуждает работника крайность; должны щадить пол и возраст, а также употреблять богатство на общественные нужды. Значение этой энциклики в истории католического социализма исследователи считают громадным, правда, не исключают, что она составлена в слишком неопределённых и широких выражениях, но в самой энциклике поддерживалась необходимость считаться с разнообразием обстоятельств времён и мест. Законность основных положений католического социализма санкционирована с достаточною ясностью. Здесь признано, что социальный вопрос является угрожающим в настоящее время, почему в решении его должны принимать участие и церковь, и государство. Энциклика стала минимальной программой всех католиков-социалистов. На упомянутом конгресс в Биенне было постановлено «организовать международную пропаганду для осуществления принципов, провозглашённых папой Львом XIII в его энциклике», и папа в письме к Декуртэну от 6 августа 1893 г. одобрил эту мысль. Главные положения энциклики папа повторил и в письме 1895 г. к бельгийским епископам. Новый папа Пий X в декабре 1903 г. издал указ (motu ргоргiо), повторявший все главные мысли Льва ХIII по социальному вопросу, и продолжил их для руководства всем католическим ассоциациям и кружкам. На той же точке зрения стоит и папская энциклика 11 июня 1905 г. к итальянским католикам. Исследователи не сомневаются, что католический социализм часто был делом простого расчёта, делом политическая и классового самосохранения: политические деятели и общественные группы иногда покровительствуют католическому социализму и делают ему уступки, чтобы посредством него помешать развитию социал-демократии. Часто католический социализм является для католичества только средством удержать свою власть над обществом. Но несомненно и то, что нередко католический социализм развивался на основе глубоко альтруистических мыслей и чувств, коренящихся в христианском миросозерцании.



 
PR-CY.ru