КАТОЛИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - Страница 3

Ещё дальше Фелисите Ламеннэ пошли аббаты Констав, Шевэ, Каллан, Дидье и др. Даже папа Пий IX сначала довольно благосклонно относился к этому движению. Но скоро вопрос о светской власти папы положил ему конец. Враждебность демократии светской власти, римская экспедиция, союз клерикальной партии с Наполеоном III заставили папу решительно осудить социализм вообще и в частности католический. В энцикликах 1848 и 1864 гг. и в «Силлабусе» 1864 г. он безусловно отвергает социализм наряду с либерализмом, масонством и библейскими обществами. Но поскольку породившие католический социализм причины не только не исчезли, а даже усилились, то через некоторое время он возникает вновь в разных местах, хотя в менее либеральной и более осторожной форме. Как это ни странно, новая форма католического социализма основывалась на энцикликах и «Силлабусе» Пия IX, решительно осуждавших социализм. Эти документы осуждали социализм, как порождение либеральных принципов революции. Новый католический социализм также начался с осуждения революции. Современные бедствия произошли не от одного изменения условий политико-экономической жизни, а ещё и от глубокого антисоциального действия Французской революции. Она разрушила корпоративную организацию и чрез это предоставила рабочих непосильной для них свободной экономической борьбе, которая привела их в рабство к предпринимателю. Истинная свобода возможна не при неограниченном произволе для индивидуума, а при законодательстве церкви и государства, клонящемся к общему благу. Христианский коммунизм сменяется, таким образом, церковно-государственным социализмом. Сходясь в этом отношении с ультрамонтанством, социально-католическая партия сходилась в то же время и с социализмом, также отрицавшим буржуазный строй, созданный революцией, и возлагавшим большие надежды на государственное вмешательство. Католический социализм находил в учении социал-демократов истинное ядро и только отвергал их заблуждения, тогда как в буржуазном либерализме всё казалось ему сплошной ложью, и социализм представлялся пред ним совершенно правым. Отсюда уже нетрудно было прийти к мысли, что противоречия между глубоко антирелигиозным и материалистическим социализмом и католичеством вовсе не неустранимы, и что «чёрный интернационал» может идти иногда рука об руку со своим «красным собратом», чтобы в более или менее отдалённом будущем и объединиться с ним. Впрочем, до этой мысли католический социализм доходил лишь в редких случаях, а по большей части фактически он смотрел на себя, как на борца не только против либерализма, но и против враждебной религии социал-демократии. Католический социализм возродился почти одновременно в нескольких странах, благодаря инициативе отдельных представителей католической иерархии и светских людей. Во Франции вождями нового движения явились с 1871 г. граф де-Мэн и маркиз Ла Тур дю Пэн, начавшие основывать католические рабочие кружки (Oeuvre des cercles). Через десять лет число таких кружков дошло до 450. Сначала в них принимали только рабочих, а потом и всех, подписавших программу партии. Совет кружков начал издавать периодический орган «L’Association catholique», заслуги которого в деле разрешения социально-экономических вопросов признавались даже врагами католичества.

 



 
PR-CY.ru