КАТОЛИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - Страница 6

Каждый член союза ежегодно вносил одну марку и 20 пфеннигов в кассу союза. Союз издавал еженедельник «Der Arbeiter», рассылаемый всем членам бесплатно. Для рабочих поляков он издавался на польском языке под названием «Robotnik» (organ Zwiazku Katholich Towaristow Robotnikow) в 6 тыс. экземпляров. Некоторое время существовало и моравское издание «Katolike Noviny». С 1905 г. выходил ежемесячник «Der Arbeiterpräses» – практическое руководство для вождей и друзей движения. Большое внимание уделялял социально-католическому движению иезуитский орган «Stiinmeu aus Maria Laach». Кроме того, союзы выпускали массу других изданий и миллионы летучих листков. Большое значение германские социал-католики придавали государственному вмешательству. Они хотели, чтобы государство оказывало корпорациям и материальную, и законодательную помощь и даже сделало их обязательными. Но законопроект Гитце и Габерланда об обязательном профессиональном экзамене, прошедший в 1888 г. чрез рейхстаг, был отвергнут Союзным Советом. Далее социал-католики требовали запрещения труда детей, определения рабочего времени, поддержки безработных, бдительного надзора за соблюдением фабричного законодательства, и некоторые даже установления обязательной минимальной платы. Как более видных представителей католического социализма в Германии, исследователи упоминают ещё иезуитов Катрейна и Лемкуля, священника Вильгельма Гогофа, Ратцингера, Пеша и др. Своеобразный характер имело социально-католическое движение в Австрии, куда оно было занесено из Германии последователем Кеттелера, протестантом Рудольфом Мейером, бежавшим в 1877 г. во время культуркампфа из Германии. Здесь движение приняло антисемитический, аристократический и даже феодальный характер. Экономический гнёт евреев, захвативших всю промышленность и громадную часть территории, чувствовался здесь особенно сильно не только рабочими, но и аристократами-землевладельцами. Поэтому аристократия была в Австрии руководительницей рабочих в борьбе против общего врага. Руководители движения исходили из той точки зрения, что революция 1848 г., разрушив феодальную систему и уничтожив гильдии, с одной стороны, подорвала тот принцип, что обладание собственностью налагает известные обязанности по отношению к государству, и предоставила собственникам одни права, а с другой стороны – сделала рабочих беззащитными жертвами эксплуататоров. Единственное спасение было в восстановлении прежней феодальной системы и покровительствуемых государством гильдий. Несмотря на упорное сопротивление либеральной буржуазии, партии удалось в 1883 г. провести в Австрии закон, восстановляющий корпоративный режим. В следующем году этот закон был распространён и на Венгрию. В марте 1885 г. партия провела новый закон, уменьшающий рабочий день до одиннадцати часов и ограничивающий труд женщин и детей. Образование корпорации пошло успешно только после конгресса 1890 г., на котором присутствовали 23 епископа и 600 священников.

 



 
PR-CY.ru