КАТОЛИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - Страница 2

Отсюда вытекает третья не менее сильная причина этого недовольства – чувство неуверенности в возможности найти средства к существованию; рабочий не уверен, будет ли спрос на его труд, единственный источник его существования, да и найдя работу, он не может быть уверен, что завтра же промышленный кризис не выбросит его с семьёй на мостовую без куска хлеба. К этим экономическим источникам недовольства присоединяются другие, нравственного характера. К таким источникам исследователи относят распространение образования среди рабочих и связанное с ним стремление к более высокому жизненному и общественному положению, извращённые идеи братства и равенства, пущенные в оборота либерализмом, стремление к удовольствиям и наслаждению жизнью, особенно усилившееся вместе с упадком веры в среде рабочих, и, наконец, невиданная до сих пор степень противоположности между роскошью капиталистов и нищетою рабочих. В истории католического социализма исследователи отмечают два периода, границей между которыми служит энциклика Пия IX от 8 декабря 1849 г. В первый период католический социализм или, вернее, коммунизм ограничивался одной Францией и отличался теоретичностью и крайностью воззрений. Во второй период католический социализм распространяется почти по всему католическому миру и принял более практическую и более умеренную форму. Впервые мысль о католическом социализме высказана основателем первой социалистической школы Сен-Симоном. В своём сочинении «Новое христианство» (1825 г.) он пытался пробудить в католическом духовенстве сознание его обязанностей перед народом. Сен-Симон нарисовал план будущего государственного строя, в котором первенствующее место займёт духовенство и который в то же время обеспечит благосостояние «класса наиболее многочисленного и наиболее бедного». «Ваши предшественники, – писал он папе, – уже достаточно раскрыли и распространили христианское учение; вам нужно заняться его применением к жизни. Истинное христианство должно сделать людей счастливыми не только на небе, но и на земле. Вы должны употребить в дело и вашу власть и все средства воинствующей церкви, чтобы быстро улучшить физическое и нравственное состояние самого многочисленного класса». И многие позднейшие социалисты (например, Бюшэ, Эскирос, Кабе) доказывали полное соответствие своих идеалов с христианством, а последователи Сен-Симона (например, Исаак Перейра и Густав д’Эйхталь), развевая далее теократический элемент «Нового христианства», советовали обратиться к уже существующей теократии, возложить на неё заботу о рабочем классе и воспользоваться, таким образом, моральной силой католичества для решения социальных вопросов. Особенно усилились попытки приблизить социализм к католичеству после революции 1848 г. Даже антиклерикальная газета «Démocratie расifique» стала говорить о демократическом характере христианства. Попытки эти нашли себе благоприятную почву среди некоторой части французского католического клира во главе с Фалисите Робера де Ламеннэ. В своих сочинениях (см. особенно «Слова верующего», русский перевод В. и Л. Андрусов, Спб. 1906 г.; было и ещё два издания) и в основанном им в 1830 г. журнале «L’Аvеniг» он доказывал, что церковь, сделавшись демократической, страшно усилит своё влияние и выполнит заветы своего Основателя, тогда как поддержка сильных и богатых ей совершенно не нужна.

 



 
PR-CY.ru