КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 11

Священник отверг предложение принять ислам и был брошен в тюрьму, где познакомился с другим исповедником, Саломоном, который некогда принял ислам, затем вернулся в христианскую веру и был осуждён на смерть как отступник. Судья трижды безрезультатно призывал Рудерика и Саломона отречься от Христа; 13 марта 857 г. мучеников казнили. Сведения о гибели Евлогия и мученицы Леокриции приведены в сочинениях Павла Альвара. Мусульманка Леокриция, тайно обратившаяся ко Христу, по совету Евлогия и его сестры девы Анулоны бежала из дома. Благодаря Евлогию ей долгое время удавалось скрываться у христиан, но однажды она слишком долго оставалась в очередном убежище и была схвачена. Евлогий, арестованный по обвинению в проповеди христианства среди мусульман, был казнён 11 марта 859 г.; через три дня погибла и Леокриция. Останки обоих мучеников похоронили в церкви святого Зоила. Впоследствии по указанию короля Альфонсо III Великого мощи Евлогия и мученицы Леокриции были перенесены в Астурию; 9 января 884 г. реликвии торжественно встретили в городе Овьедо. После гибели Евлогия, идеолога Кордовских мучеников, традиция добровольного мученичества не прервалась, но количество мучеников за веру сократилось. Аймоин упоминал, что в год смерти Евлогия посланник Карла Лысого стал свидетелем мученичества двух сестёр в Кордове. По свидетельству аббата Самсона, в 863 г. некий христианин был казнён за поношение мусульманского пророка Мухаммада. Сначала христиане Кордовы сочувствовали добровольному мученичеству за веру, но впоследствии многие мосарабы стали относиться к Кордовским мученикам с непониманием и даже враждебностью. Церковные иерархи, принявшие участие в Кордовском соборе 852 г., и представители христианской элиты считали Кордовских мучеников фанатиками, чьи безрассудные действия грозили нарушить сложившиеся отношения между мусульманской властью и общиной мосарабов. По их мнению, «экстремисты», выступавшие с нападками на ислам, фактически совершали самоубийство; их смерть не была вызвана необходимостью отстаивать веру во Христа и несправедливыми требованиями властей, т.к. мусульмане не запрещали христианам исповедовать собственную религию и не подвергали их систематическим преследованиям. Подчёркивая необходимость мирного сосуществования и подчинения законной власти, сторонники этой позиции утверждали, что не следует критиковать ислам – монотеистическую религию, не имеющую ничего общего с язычеством. Поэтому епископы и руководители христианских общин, как правило, отказывались признать пострадавших мучениками, подобными древним мученикам, погибшим в эпоху гонений на христиан в Римской империи. В то же время участники Собора 852 г., уступая требованиям Евлогия и его единомышленников, признали ранее погибших христиан мучениками за веру, но запретили остальным подражать им. Это решение, которое оставляло простор для различных толкований, не могло удовлетворить ни сторонников, ни противников движения мучеников. Поведение руководителей мосарабской общины в Кордове вызывало негодование сторонников Кордовских мучеников – Евлогия, Павла Альвара, Самсона и других мосарабских авторов IX в. Они доказывали, что ответственность за гибель мучеников целиком лежала на мусульманах, а противники движения фактически выступали на стороне врагов христианства.

 



 
PR-CY.ru