КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 12

Самсон с негодованием писал о комите кордовских мосарабов Серванде, который, угождая мусульманам, выдал слугам эмира реликвии Кордовских мучеников, хранившиеся под алтарями, и требовал наказать тех, кто сохранили святыни. Нападки на мосарабскую элиту, ставившую собственные интересы выше христианской веры, встречаются и в литературе Северной Испании. Так, в Хронике короля Альфонсо III (конец IX в.) говорится о епископе Оппе, прислужнике мусульманских захватчиков, который пытался убедить христианского вождя Пелайо (Пелагия) не вступать с ними в конфликт. Пелайо не внял доводам епископа; одержав победу в сражении, он остановил арабов и основал христианское государство Астурия. Критикуя мосарабского епископа Элипанда Толетского, сторонника ереси адопцианства, североиспанские богословы Беат, насельник монастыря Льебана, и Этерий, епископ Осмы, указывали на близость его учения к исламу. Деятельность еретиков они считали знаком скорого наступления конца света. Во многом благодаря полемическим трудам Беата и Этерия клирики-мосарабы стали пользоваться дурной репутацией в государстве Каролингов. В сочинениях Евлогия и Павла Альвара апология Кордовских мучеников совмещается с острой антимусульманской полемикой. Скорее всего, как полагают исследователи, в Испании были известны полемические труды против ислама, которые могли доставить с Востока такие путешественники, как палестинский монах Георгий. В представлении мосарабских авторов Мухаммад был лжепророком, получившим «откровение» от демонов и создавшим безнравственное учение, последователи которого отличались жестокостью и склонностью к насилию. По словам Евлогия, уже пресвитер Перфект, погибший в начале гонения, считал Мухаммада одним из «лжехристов и лжепророков», появление которых предсказано в Мф. 24:24. Павел Альвар причислял мусульманского пророка к антихристам, побуждавшим своих приверженцев творить насилие, притеснять и убивать верующих во Христа. Мосарабские полемисты полагали, что ислам учит безнравственности, а мусульманские обряды являются нечистыми. Так, обрезание, с их точки зрения, было печатью антихриста. Евлогий и Павел Альвар с отвращением писали о звуках азана (мусульманского призыва к молитве, который провозглашал муэдзин), при которых христиане затыкали уши, творили крестное знамение или читали псалом. Подчёркивая отрицательные черты мусульман и их религии, христианские полемисты делали вывод, что попытки компромисса обречены на провал и, в конечном счёте, являются предательством христианской веры. Ислам – религия, враждебная христианству, поэтому настоящие последователи Христа должны смело отстаивать свою веру и не уклоняться от конфликтов с врагами Бога.

 



 
PR-CY.ru