КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 15

В 880 г. Омар ибн Хафсун (ум. в 917 г.) возглавил восстание мулади (испанцев, обратившихся в ислам) против власти кордовских Омейядов. Рассчитывая на поддержку мосарабов, он объявил о принятии христианства. Дочь Омара Аргенция (Аргентея) была воспитана как христианка и отличалась строгим благочестием: в резиденции Омара, горной крепости Бобастро, для неё была выделена особая келья, в которой она вела аскетический образ жизни. После того как сыновья Омара, продолжавшие борьбу с эмиратом, потерпели поражение, крепость была разрушена, а жителей переселили в Кордову. Аргенция также отправилась в столицу, где по-прежнему вела жизнь затворницы. Однажды она встретилась с франком Вульфурой (Вульфураном), который рассказал ей о видении: ему было предсказано, что он примет мученическую кончину в Кордове вместе с прекрасной девой. Убедившись, что Аргенция – та самая дева, готовая пострадать за Христа, Вульфура публично выступил с проповедью христианской веры и был предан суду. Когда Аргенция посетила его в тюрьме, стражники заподозрили, что она – дочь Омара ибн Хафсуна. Подтвердив своё родство, Аргенция отвергла предложение принять ислам и исповедала Христа, после чего её также взяли под стражу. По приказу халифа Абд ар-Рахмана III мученики были казнены 13 мая 931 г.; христиане похоронили их в церкви Трёх святых. О подвиге Аргенции сообщается в её Мученичестве, написанном, по мнению исследователей, современником событий, однако, возможно, подвергшемся переработке в конце X – XI в. В 954 г. в составе посольства германского короля Оттона I в Кордову прибыл аббат Иоанн из Горце. Он привёз письмо короля халифу Абд ар-Рахману III, в котором содержались презрительные отзывы о мусульманском пророке Мухаммаде. Согласно «Житию Иоанна», халиф узнал о содержании письма; не желая обострять отношения с христианскими правителями, он приказал иудейскому учёному и дипломату Хасдаю ибн Шапруту, а затем и Кордовскому епископу Иоанну уговорить послов отказаться от вручения письма. Аббат Иоанн, стремившийся принять смерть за веру, обвинил мосарабского епископа в пособничестве иноверцам, но согласился пойти на уступки. С его согласия Абд ар-Рахман III направил к Оттону I посольство во главе с Рецемундом, которое вернулось с инструкцией короля: аббату Иоанну предписывалось вручить халифу дары, но не оскорбительное послание. В 981 или 983 г. войско регента аль-Мансура захватило крепость Симанкас, жителей увели в Кордову. Среди пленников был состоятельный торговец Доминик по прозвищу Сарацин, которого мусульмане безуспешно убеждали принять ислам. Несмотря на то, что Бермудо II, король Леона, предложил выкупить пленников, они были казнены. Считается, что обнаруженное в XVI в. надгробие «жены Сарацина» принадлежало супруге Доминика, последовавшей за ним в Кордову (она скончалась в 982 г.). В Средние века о большинстве Кордовских мучеников было известно только благодаря упоминаниям в «Мартирологе Узуарда». Некоторые мученики были местночтимыми, например, святые Евлогий, Леокриция и Пелагий почитались в Овьедо, мученицы Нунилона и Алодия – в аббатстве Лейре.

 



 
PR-CY.ru