КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ - Страница 13

В «Памятной книге святых» Евлогий приводит развёрнутое обоснование необходимости почитать Кордовских мучеников как истинных свидетелей Христа и опровергает доводы сторонников компромисса, которые указывали на то, что Кордовские мученики, за редким исключением, в отличие от раннехристианских мучеников не творили чудес. Евлогий возражал, что чудеса не являются обязательным условием подвигов святых, и в то же время тщательно собирал немногочисленные свидетельства о видениях, предсказаниях и других необычных событиях, связанных с Кордовскими мучениками. Так, мученица Мария незадолго до смерти беседовала с некой монахиней, которую явившийся ей во сне мученик Валабонс попросил передать, «чтобы сестра Мария перестала плакать о нём, потому что в скором времени она придёт к нему на небеса». Мученицы Флора и Мария явились мученице Сабиготоне и предсказали появление монаха-чужестранца, после которого ей следовало исповедать Христа перед мусульманским судьёй. Евлогий доказывал, что мусульмане нетерпимо относились к христианским клирикам и вмешивались во внутренние дела христианской церкви, упоминал о тяжёлом налоговом бремени. По его словам, мученики защищали не только христианскую веру, но и общину мосарабов, которых угнетали жестокие иноверцы. Добровольное мученичество было единственным возможным ответом на дискриминацию христиан и политику мусульманских властей, добивавшихся, чтобы христиане отрекались от своей веры, принимали чужую религию и культуру. Поэтому даже если все мосарабы не чувствовали в себе силу принять мученическую смерть (подвиг – удел немногих, избранных Богом), то им следовало, по крайней мере, почитать погибших как мучеников, отдавших жизнь за Христа. Жесткая политика эмира Мухаммада I, который запретил мосарабам занимать административные должности, повысил налоги с христианского населения и приказал уничтожить храмы, построенные после арабского завоевания, ещё раз подтвердила доводы Евлогия. Современные исследователи полагают, что Евлогий, Павел Альвар и их единомышленники поддерживали Кордовских мучеников ради сохранения не только христианской веры, но и традиционной латинской культуры, унаследованной от эпохи Вестготского королевства, носители которой подвергались дискриминации в условиях господства завоевателей-иноверцев. Поэтому христианские полемисты стремились подчеркнуть различия между истинными последователями Христа, хранившими верность своей культуре, и мусульманами – кровожадными адептами чуждой религии. Представляя мусульман как жестоких гонителей, мосарабские авторы были обеспокоены, прежде всего, ненасильственным распространением ислама и арабской культуры. Евлогий неоднократно упоминает христиан, добровольно принявших ислам. Павел Альвар жаловался на упадок латинской культуры и пристрастие мосарабов к изучению «халдейского» языка и литературы, особенно поэзии. Таким образом, «мирная» исламизация и арабизация рассматривались как угрозы.

 



 
PR-CY.ru