КЮНГ Ганс - Страница 6

По мнению исследователей, в целом для учения Ганса Кюнга о Христе и Боге характерно смешение онтологических и функциональных категорий. Он заявляет о необходимости преодолеть догматизм, о приоритете «метадогматического богословия», центральное место в котором занимает повествовательный, нарративный метод: не отказываясь от догматов и самого понятия «догмат», оно должно обязательно раскрывать и учитывать их исторический и, как следствие, относительный, изменяемый характер, преследуя, в первую очередь, миссионерские задачи и пастырские цели: «Именно метадогматическим способом изначально решающее ядро веры во Христа может быть выражено концентрированней, богаче, прекраснее, чем в догматическом школьном богословии». Исследователи отмечают также близость христологических построений Ганса Кюнга к учению о Христе в процессуальном богословии. Его представления о взаимосвязи между Богом и творением, которые Ганс Кюнг формулирует с целью сближения христианства с другими религиозными учениями и естественнонаучным мировоззрением, отмечены зачастую панэнтеистическими чертами: «Мир как Божие творение надо мыслить так, чтобы Творец не оставался внешним по отношению к Своему созданию, чтобы творение можно было понимать скорее как самораскрытие (Entfaltung) Бога в мире, не допуская при этом утраты самоидентичности Бога в мире или мира в Боге, потери самостоятельности мира или растворения Бога в мире... Бога надо понимать как вездесущую, невыразимую тайну этого мира, истока его бытия, его становления, порядка, цели, то есть так, что человек и мир не существуют независимо от Бога и в то же время являются не иллюзией, не кажущейся, но относительной действительностью. Вместо неразличимой идентичности или непреходящего различия Бога и отдельного субъекта («individuellem Selbst») – диалектически «снятое» («aufgehoben») различие в тождественности». При этом христианское богословие, как и богословие других монотеистических религий, верящих в личного Бога, не должно забывать о невозможности ограничить Его понятиями персонального и неперсонального: Бога необходимо мыслить как «трансперсональную» действительность. В работах по экклезиологии Ганс Кюнг пересматривает многие аспекты католического учения о церкви. Главными задачами он видит возвращение к евангельскому пониманию священства как служения, а не властного господства; отказ от ложной клерикализации, «приватизации» церкви клиром, от абсолютизации учительной власти Римского епископа и епископата; децентрализацию церковной структуры за счёт усиления формообразующего значения местной церкви и признания широких прав и необходимой церковной активности мирян, призванных через дар Святого Духа возвещать слово Божье. Исходя из анализа новозаветных текстов, Ганс Кюнг делает вывод, что «все являются избранным родом, царским священством, святым народом», и отстаивает позицию, согласно которой принципиальная неповреждённость и непоколебимость христианской истины обеспечивается всей полнотой церкви благодаря действующему в ней Святому Духу. Таким образом, даже церковные Соборы не являются формальной гарантией непогрешимости, поскольку они не обладают истиной, а пекутся о ней.

 



 
PR-CY.ru