КЮНГ Ганс - Страница 5

Поскольку греческая метафизика не может допустить даже возможности страдания в божественной природе и «изначально блокирует идею становления в Боге», исходным философско-методологическим пунктом для переосмысления христианского учения о Боге и Боговоплощении Ганс Кюнг избирает спекулятивную диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Ему импонирует гегелевская попытка органично вписать жизнь Бога в мир и историю, утвердить их неразрывную динамическую связь и одновременную неслиянность, раскрыть подлинную Божественную «историчность», показав в Иисусе не только «человеческого Сына, но Сына Божия», «не человеческого учителя, но Бога» – бесконечную основу всякой действительности, становящегося для религии не просто моральным постулатом или идеалом, а непосредственно и личностно переживаемой реальностью. Глубокое единство противоположностей, конечного и бесконечного, божественного и человеческого во Христе как цельное единство общей жизни («Gesamtleben») позволяет, согласно Гансу Кюнгу, говорить о божественной изменяемости и страдательности: Бог страдает в Сыне, страдания Сына – не просто страдания Его человеческой природы, они суть страдания Отца, ибо Сын и Отец – Одно. Страдания Бога служат знаком Его солидарности с человечеством и залогом окончательного избавления от страданий. Элементы философской христологии Г.В.Ф. Гегеля послужили Гансу Кюнгу основой для дальнейших шагов в этой области, направленных на апологетическое обоснование веры во Христа и в Бога в условиях настоящего времени и в экуменической перспективе. Ганс Кюнг ставит целью создание «христологии снизу» («Christologie von unten»). Отдавая себе отчёт в том, что спекулятивного подхода и абстрактных христологических категорий для достижения такой цели недостаточно, он обращается к методу историко-критической экзегезы и опирается на данные многолетних исследований вопроса об «историческом Иисусе», которые должны служить инструментом для соотнесения новозаветного и современного контекстов и, как следствие, для более полного и евангельски достоверного раскрытия живущего в Предании образа Богочеловека Христа. Показав Его конкретную человечность, «христология снизу» раскроет этический смысл человеческого бытия, объяснит, что значит истинно по-человечески жить, действовать, страдать и умирать; тем самым она покажет путь христианской жизни как следование распятому Иисусу в сострадании и служении людям. Придерживаясь такого метода, Ганс Кюнг считает возможным более рельефно и доказуемо представить для нехристиан уникальность христианства на фоне других религий, ибо особенное и отличительное в христианском учении есть Сам Иисус Христос.

 



 
PR-CY.ru