КЮНГ Ганс - Страница 4

Ганс Кюнг выступает за корректировку богословского самосознания и метода. В частности, стремится к преодолению разрыва между историко-критической экзегезой и догматикой, к корреляции между библейским учением и повседневным человеческим опытом; использует нарративный стиль для изложения догматических проблем в контексте современности, в отношении к конкретной экзистенциальной ситуации человека; считает необходимым в условиях господствующего в постмодернистском обществе плюрализма и всеобъемлющих глобализационных процессов расширять сферы христианского богословия в сторону постоянного открытого диалога и тесного взаимодействия с другими религиозными традициями и направлениями мысли, а также с естествознанием, искусством, политическими и экономическими науками. Современное богословие, по его мнению, должно быть «экуменичным», т.е. открытым вовне, чутким к идеалам просвещения и гуманизма, способным к диалогу и переменам, нести ответственность не только за религиозные, но и за культурно-политические разделения и делать шаги к примирению. В диалоге с обществом, наукой и философией Ганс Кюнг исходит из убеждения о «внутренней рациональности» («innere Rationalität») веры в Бога, позволяющей найти общий язык и точки взаимопонимания даже с такими явлениями Нового времени, как нигилизм и атеизм, поскольку вера зиждется не на рациональной доказуемости бытия Бога, а на глубинном доверии к сущему, на общечеловеческой интуиции реальности и осмысленности существования. Вера в Бога как бесконечный вездесущий разумный дух совместима с различными картинами мира, в том числе с естественнонаучными. Стремлением к выработке общезначимой, глобальной надконфессиональной этики, охватывающей важнейшие стороны жизни и деятельности современного общества, питающейся как из религиозных, так и из светских истоков и направленной на мирное совместное будущее, характеризуется деятельность Ганса Кюнга последних десятилетий в рамках проекта «Мировой этос». Фундаментальное значение в этом проекте отводится достижению взаимопонимания между религиями, поскольку, по убеждению Ганас Кюнга, без религиозного согласия мир между народами недостижим. Обращаясь к учению о Боге, Ганс Кюнг в некоторых аспектах пытается выйти за рамки классических богословских форм, обусловленных значительным влиянием античной метафизики на патристику и схоластику и потому приводящих христианскую мысль к неразрешимым противоречиям, и выработать новое, согласное с евангельским Откровением и современными религиозно-философскими представлениями понимание Бога. Так, по его мнению, традиционное богословие, в частности христологический догмат четвёртого Вселенского собора, категориально ограниченный статическими понятиями природы и сущности, не позволяет выразить динамику божественного взаимодействия с миром и тем более явленную в акте творения и домостроительстве спасения динамику в Самом Боге.

 



 
PR-CY.ru