КУРСКАЯ КОРЕННАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

КУРСКАЯ КОРЕННАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ, Курской и Рыльской епархии Курской митрополии, находится в местечке Свобода Золотухинского района Курской области, в 30 км севернее города Курска, на правом берегу реки Тускарь. Основана в 1597 г. по указу царя Фёдора Ивановича на месте обретения Курской-Коренной иконы Божьей Матери. Главный источник сведений по истории основания Курской Коренной пустыни – «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Знамения, иже нарицается Курския» (XVII в.). При составлении «Сказания...» использовались документы, хранившиеся в курском в честь иконы Божьей Матери «Знамение» монастыре, и устные предания. По мнению исследователей, в XIII в. неким охотником из Рыльска в 27 верстах от Курска, на берегу реки Тускари, «при корени древа», была найдена икона. Когда её подняли, из земли забил источник воды. На этом месте охотник вместе с товарищами срубил часовню и поместил в неё икону. Многие окрестные жители исцелялись по молитвам на источнике. В 1597 г. царь Фёдор Иванович повелел на месте обретения иконы устроить мужской монастырь; первым настоятелем стал рыльский священник Георгий, принявший постриг с именем Евфимий. В 1598 г. царь Борис Фёдорович Годунов решил перевести «царское иждивение» из Курской Коренной пустыни в Курск «ввиду опасной близости крымских татар», напавших на Белгород. По той же причине икону перенесли в городской Воскресенский собор и поместили в придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, устроенный стараниями настоятеля Курской Коренной пустыни игумена Евфимия. Царь Борис Годунов прислал в Курскую Коренную пустынь «денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, пелены и церковные украшения». Но «для безопасности» дары оставили в Курске. Доходы от своих служб у Коренной иконы в Воскресенском храме игумен Евфимий направлял на содержание Курской Коренной пустыни. Соборяне жаловались на это царю, но он поддержал игумена Евфимия, разрешив братии Курской Коренной пустыни пользоваться всеми пожертвованиями от служб в приделе Рождества Богородицы. В 1600 г. грамотой царя к Курской Коренной пустыни были приписаны в Обмяцком стану деревни Тазово и Жерновец, слободы Служня и Долгая. Обитель также владела так называемым Святым Городищем на реке Рати. В 1611 г. деревянные постройки Курской Коренной пустыни были сожжены ордами крымских, ногайских и казанских татар, «погорели все грамоты и выписи» пустыни. Монахи разорённой обители во главе с игуменом Иосифом стали первыми насельниками новоустроенного курского Знаменского монастыря, к которому в 1617 (1615?) г. была приписана и пустынь с владениями. Несмотря на скудное материальное положение и пребывание главной святыни – Коренной иконы в Курске, в Курскую Коренную пустынь приходило много паломников. В 1618 г. в обители при принесении чудотворного образа крестным ходом из Курска была освящена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1625 г. строитель Варлаам (Чаплыгин) безуспешно испрашивал у патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) благословение окончательно перенести Коренную икону в пустынь, на место её обретения.

 



 
PR-CY.ru