КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 15

При большом стечении богомольцев на колодце совершали водосвятный молебен. После молебна освящённую воду черпали из колодца, старались хранить её в течение года, используя для освящения домов и утвари. В середине XX в. Преображенская церковь была разрушена. Заброшенный колодец в настоящее время заново освящён. В Знаменском монастыре на Каменной горе в Ельце, основанном в 1683 г. на месте скита Троицкого монастыря, находилась считавшаяся чудотворной Курская-Коренная икона. Скит был устроен братией Свято-Троицкой обители в 1628–1629 гг. и впервые упоминается в перечне монастырей Елецкого уезда в 1657 г. как «монастырь Курская Богородица». В XVII в. скит также фигурирует как «монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы». Оба упоминания обусловлены двойным посвящением первой деревянной скитской церкви, построенной монахом Савватием до 1630 г., – в честь «Рождества Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския». Исследователи полагают, что таким посвящением основатели скита соотносили свою новообразованную пустыньку и Курскую Коренную пустынь с её прославленной иконой и главным храмом, также в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Связь с Курской Коренной пустынью прослеживается и в предании, согласно которому именно оттуда происходит елецкая икона. Таким образом, скитская церковь изначально задумывалась как «ковчег» для Курской-Коренной иконы – храмового образа, который исследователи датируют не позже 1628–1629 гг. Скит был преобразован в женский «Рождественский монастырь Курския Богородицы» (указ от 3 августа 1685 г.), но уже в писцовых книгах 1691 г. монастырь встречается с названием «Пресвятые Богородицы Курские, что на речке Елце на Каменной горе девичей» (Российский государственный архив древних актов). К этому времени в монастыре сохранялась деревянная церковь «Рождества Пресвятыя Богородицы старого строения»; чудотворная Курская-Коренная икона в описи не упоминается. Усиление почитания иконы приходится на вторую половину XVIII в. 12 апреля 1769 г., во время пожара в Ельце, сгорели все постройки монастыря, в том числе и деревянная церковь, где находилась Курская-Коренная икона. Насельницы «в обгорелом их храме» нашли оставшиеся «целыми и невредимыми св. иконы: Спаса Вседержителя, Троеручицы и Знамения Богоматери и два образа св. Николая». В 1770 г. был выстроен новый деревянный «храм Знамения Богоматери честной Её иконы Курской»; с этого времени и церковь, и монастырь в своём названии окончательно увязываются с иконой (связь с посвящением в честь Рождества Пресвятой Богородицы исчезает). После чудесного спасения иконы из огня она, хотя «и прежде называлась чудотворною», стала особо почитаться ельчанами. В благодарность за чудотворения жители Ельца изготовили для Курской-Коренной иконы две серебряные позолоченные ризы. Она имела многочисленные привесы – дар «исцелившихся от святой иконы от своих многоразличных недугов и болезней, суть безмолвные и красноречивые свидетельства чудотворений святой иконы». В 1813 г. был освящён каменный Знаменский собор, где Курская-Коренная икона находилась в вызолоченном киоте у столба (как полагают исследователи, предалтарного). Перед иконой постоянно теплилось несколько серебряных с позолотой лампад. По размерам, известным из описания конца XIX в., икона в отличие от чудотворного образа из Курской Коренной пустыни имела вытянутый формат и была больше (1 аршин четверть вершка × 13 аршин полвершка, или 89×60 см.). С заступничеством Божьей Матери от Её Курской-Коренной иконы связывают спасение обители от пожара, охватившего Елец в 1847 г.

 



 
PR-CY.ru