КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 13

В Сумах Харьковской губернии почиталась Курская-Коренная икона, которая была вкладом в Спасо-Преображенский собор в 1780 гг. курских купцов (варианты: в 1780 г. – архиепископ Филарет (Гумилевский), в 1870 г. – Евгений Николаевич Поселянин (ошибочно?); собор освящён в 1788 г. епископом Белгородским и Курским Феоктистом (Мочульским)). В Сумах проводилась ежегодная Введенская ярмарка (с 21 ноября по 6 декабря), которая входила в число 11 регулярных ярмарок на территории Слобожанщины и Малороссии. Значение этого вида торговли было таково, что, по замечанию Ивана Сергеевича Аксакова, Сумы как город состоялись благодаря двум своим ярмаркам (Введенской и Сборной – Сборное воскресенье первой недели Великого поста). Состав торгующих был постоянным, и куряне в XVIII в. представляли среди них значительное число. Кроме того, возрастанию почитания Курской-Коренной иконы во многом способствовала входящая в годовой круг Коренная ярмарка в Курской Коренной пустыни, так что икона, связавшая Курск и Сумы, могла рассматриваться курским купечеством как их покровительница. Во время Введенской ярмарки куряне традиционно обращались к своей святыне в день её празднования, 27 ноября: в Спасо-Преображенском соборе служилась всенощная, совершались молебны. Икона Божьей Матери «с изображением вокруг оной пророков» была украшена серебряной позолоченной ризой; находилась в киоте слева от иконостаса, в 1941 г. на её место была поставлена возвращённая в собор ещё одна сумская святыня – Корсунская икона Божьей Матери Шпилёвская «Прозренная». Сельцо Покошичи Кролевецкого уезда Черниговской губернии упоминается в универсале 10 ноября 1708 г. Исследователи полагают, что Троицкий храм в Покошичах мог существовать уже во второй половине – конце XVI в.; предположение основано на датировке вкладной надписи (26 декабря 1706 г.) в Евангелии, пожертвованном в церковь Максимом Лавреновым Доленским с семьёй, а также на древности церковного убранства (местных икон и холстяной плащаницы). В 1756–1780 гг. обветшавшую церковь перестраивали. Об этом сообщают надпись в напрестольном Евангелии, напечатанном в 1754 г. (оно было приобретено для новопостроенного Троицкого храма покошинским священником Иваном Скубачевским в 1756 г.), резные надписи на косяках дверей главного входа: «...Создася святый храм сей 1780 г. Maiя 5 дня» и «...делал майстер Новгородскiй Михаил Логгинов» и др. Среди древностей храма исследователи особо упоминают одну икону – Курскую. Надпись на ней гласит, что «ciя икона надана в церковь живоначальные Тройц.- покошинскую рабом Божiим Iоанном Кременевым 1758 г.». Согласно церковному преданию, этим образом бедная вдова благословила своего единственного сына – Ивана Кремнева, когда он в рядах ополчения Петра I отправился на войну со шведами. Он неоднократно испытал заступничество Божьей Матери по молитве к Её иконе и «по причине замечаемаго им знамения» решил после возвращения домой пожертвовать образ в храм. Икона с этого времени пользовалась почитанием. Исследователям известно, что во время свирепствовавшей в окрестностях Покошичей холеры прихожане трижды прибегали с молитвой к иконе, носили её по домам и получали облегчение или избавление от действия эпидемии (с 1730 г. количество жителей последовательно увеличивалось, к 1860 г. достигло около 1550 человек). Усердием Ивана Кремнева и на его деньги икона была украшена серебряной позолоченной ризой с венцом «старинной и красивой работы… и с оправою вызолоченной красивой резьбы».

 



 
PR-CY.ru