КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» - Страница 14

В описании XIX в. указано, что «лик на иконе ветхий, но довольно чистый; живопись правильная и изящная». Икона была написана «на 6-вершковом дубового дерева блятике [уменьш. «блят» – доска для писания икон, от нем. Blatt]». Её небольшой размер (около 27 см) соответствует размерам списков, которые делались в «меру» чудотворного образа. В селе Хрущова (Никитовка) Богодуховского уезда Харьковской губернии местночтимая Курская-Коренная икона находилась в выстроенной заново в 1740 гг. каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Строителями и ктиторами храма были владельцы Никитовки Дмитрий Андреевич Хрущов с сыном Николаем, который окончил возведение храма и украсил его. «Даром усердия» Николая Дмитриевича помимо академического письма икон в иконостасе называют три образа: Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Курскую-Коренную икону. Эти храмовые иконы были облачены в серебряные позолоченные ризы. Курская-Коренная икона пользовалась особым почитанием у прихожан Никитовки, которые «издавна обращались с особенною верою к иконе». В память избавления от холеры 1848 г. жители создали для иконы ещё один серебряный оклад (стоимостью 300 руб.), о чём сообщает вкладная надпись на нём (в «Месяцеслове» Димитрия (Самбикина) указана дата избавления от холеры – 1648 г.). В городе Севске Орловской губернии в Знаменской церкви на Городке. В конце Польско-русской войны (1632–1634 гг.) в феврале 1634 г. Севск оказался в осаде. Три недели горожане отражали приступы польского войска под предводительством князя Иеремии Корибута-Вишневецкого. Все эти дни они усердно молились перед Курской-Коренной иконой. В каком из храмов Севска находилась икона, исследователям неизвестно. По мнению исследователей, моления совершались с обнесением Курской-Коренной иконы укреплений так называемого Городка – Севской крепости. По крайней мере, жители Севска (строитель Спасо-Преображенского монастыря с братией, священники города и Комарицкой волости, служилые и простые люди) дали обет в случае избавления от опасности именно в Городке возвести церковь в честь Курской-Коренной иконы Божьей Матери. 31 мая 1634 г. у царя Михаила Фёдоровича и патриарха Иоасафа было испрошено разрешение на строительство церкви, и в том же году деревянный храм был поставлен. К 1696 г. он обветшал, на его месте возвели каменную церковь (1698–1700 гг., не сохранилась; богослужения совершались до 1930 г.). Икона почиталась как чудотворная, привлекала богомольцев из разных мест. Была украшена драгоценной («золотой») ризой. В селе Горки Карачевского уезда Орловской губернии (ныне Хотынецкий район Орловской области) в каменной Преображенской церкви (1844–1862 гг.), построенной на месте древней во имя Николая Чудотворца (упоминается в писцовых книгах 1594–1595 гг.), были освящены два придела: во имя Николая Чудотворца (правый) и в честь Курской иконы Божьей Матери «Знамение» (левый). Особым почитанием у прихожан пользовалась Курская-Коренная икона, находящаяся в одноимённом приделе храма. В литературе начала XX в. впервые встречаются сведения о том, что эта икона была явленной (без указания времени явления). В четырёх верстах от Горок находился колодец Пониковец (Паниковец), образованный естественным течением родника, где и была обретена икона. В память этого события в девятую пятницу по Пятидесятнице совершался ежегодный крестный ход на колодец. После поздней литургии приходы Преображенской и других церквей «при торжественном преднесении святой иконы и хоругвей» выдвигались на Пониковец, на пути следования служили молебен иконе Божьей Матери «Знамение».

 



 
PR-CY.ru