КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 12

В этих рассуждениях В.Д. Кудрявцева-Платонова вполне проявляет себя богословская основа мысли философа. В.Д. Кудрявцев-Платонов высоко оценивал свою концепцию происхождения религии: «Я вполне уверен, что моё основное воззрение на сущность и происхождение религии способно выдержать пробу истории, что оно более, чем всякое другое, способно объяснить как законосообразный ход религий языческих, так и необходимость и значение откровения». Естественное откровение Бога в человеке не ограничивается признанием Его бытия. Свойства Божьи отчасти также могут быть познаны силами разума на основании законов логики. Этой цели служат так называемые доказательства бытия Божия. В.Д. Кудрявцев-Платонов разбирал основные доказательства в пространном сочинении «Из чтений по философии религии», а также в конспективном виде в «Начальных основаниях философии». Рациональные доказательства бытия Божия, возникшие ещё в дохристианское время в греческой философии как ответ на религиозный скептицизм, в христианской философии имеют задачу не столько защитить веру от нападок, сколько обосновать и раскрыть религиозные истины. В.Д. Кудрявцев-Платонов выделил три главных доказательства: космологическое, телеологическое, психологическое. Последнее делится на онтологическое, психологическое в узком смысле, историческое, нравственное. Каждое из доказательств раскрывает те или иные свойства Бога, а вместе они «должны представить нам градацию более и более точных и раздельных понятий о Боге». Разбирая доказательства, В.Д. Кудрявцев-Платонов последовательно отвечал на возражения И. Канта. От представления о необходимости существования абсолютной, трансцендентной миру, всесовершенной и единой причины всего сущего, т.е. от пантеистического представления об Абсолюте, которое является следствием космологического доказательства, через телеологическое доказательство, которое представляет Абсолют как художника и архитектора мира, созидающего мир по некоему плану и сообразующегося с некими целями, философская мысль приходит в психологическом доказательстве к пониманию Абсолюта как высшего Блага, обладающего полнотой истины, святости и блаженства. Рациональные доказательства бытия Божия В.Д. Кудрявцев-Платонов не считал доказательствами в математическом смысле этого слова, когда доказываемый тезис выводится из более достоверных посылок. Для правильной оценки значимости доказательств, по мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, нужно верно в целом понимать задачу философского знания в области веры, которая состоит в том, чтобы убеждения веры возвести на ступень рационально обоснованных понятий. Иначе говоря, фактически доказательства бытия Божия вторичны по отношению к вере. Логическим развитием концепции В.Д. Кудрявцева-Платонова о естественном откровении исследователи называют вопрос о характере отношения Бога с миром в целом и с человеком в частности. Этому вопросу посвящена статья «О Промысле», а также более ранняя статья «Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого». Основной тезис В.Д. Кудрявцева-Платонова состоит в том, что, даже если человек признаёт бытие Божье, эта вера останется бесплодной, если он не признает также и Промысл Бога, т.е. Его участие в жизни мира. «Только к такому Существу можно обращаться с благодарностию, с молитвой о помощи, с чувством преданности воле Божией… Вообще все те отношения к Богу, которые мы называем религиозными, вполне основываются на мысли о Промысле».

 



 
PR-CY.ru