КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Виктор Дмитриевич - Страница 13

В.Д. Кудрявцев-Платонов обращал внимание на то, что в философских построениях даже тех мыслителей, которые заявляют себя верующими, значение Промысла Божия умаляется или вовсе отвергается. Бог представляется мыслителям либо абсолютно трансцендентным, либо имманентным миру. Отсюда происходят деизм и пантеизм, но в любом случае уничтожается понятие о Промысле. Для установления правильного понятия о Промысле нужно иметь в виду две истины: 1) «Бог есть Существо личное и всесовершенное»; 2) «мир есть совокупность существ, хотя происшедших от Бога, но ограниченных и несовершенных». В.Д. Кудрявцев-Платонов развивал традиционное для христианского богословия понимание трансцендентности Бога миру по существу и вместе с тем благодатное «живое, деятельное обнаружение или проявление Его свойств» в мире. Осознание действия Промысла лежит в основании уверенности В.Д. Кудрявцева-Платонова не только в целесообразности и гармоничности природы, но и в разумном ходе человеческой истории. Он видел направление её к усовершенствованию вне зависимости от сиюминутных и ограниченных решений и действий различных людей, даже великих. «Промысл мы должны представлять не в виде только периодических вторжений сверхъестественной силы в естественное течение вещей, но как постепенное и гармоническое осуществление разумной цели мира, при самостоятельности его законов и сил». Высказывая уверенность в положительном развитии человеческой истории, В.Д. Кудрявцев-Платонов был далёк от мысли, что исход истории будет гарантированно благополучным. В сочинении «О безусловном прогрессе…» он тщательно разбирал ставшую популярной в России в эпоху преобразований середины XIX в. идею о прогрессе. По наблюдениям В.Д. Кудрявцева-Платонова, прогресс среди его современников стал пониматься не как простое развитие, а как закон непрерывного усовершенствования человека и общества в целом. Источник такого понимания прогресса он видел в немецкой идеалистической философии, а именно в пантеистических представлениях о мире, в котором разумность и целесообразность во всём есть проявление Божества. Идея прогресса стала жить своей жизнью даже после упадка философии, породившей её, и формирует специфический взгляд на историю человечества, при котором все прежние эпохи рассматриваются лишь как подготовка к настоящему времени, как бегство от грубости, невежества, варварства, от животной дикости ко всё большему совершенству. Хотя в действительности это представление лишь некая модель, которая вовсе не имеет достаточного обоснования. По мысли В.Д. Кудрявцева-Платонова, человек по природе таков, что никогда не останавливается в своём развитии и не может насытиться достигнутым, и это «общий закон его жизни». Однако закон усовершенствования не может быть абсолютным в силу свободы человека, он может не выполняться вовсе или выполняться не в должной мере. Закон прогресса – это закон нравственный и зависит от воли человека. От этого закона могут отступить и один человек, и целые народы, и человечество в целом; история знает много примеров упадка государств, народов и культур. Однако, отрицая оптимистическую идею безусловного прогресса, христианство равно далеко и от пессимистической точки зрения на историю, согласно которой мир движется от совершенства к гибели и все новое хуже прежнего. Христианство признаёт усовершенствование, но не необходимое, а свободное при содействии Промысла Божия. Частное проявление Промысла Божия – это чудо, т.е. некое действие, совершённое вопреки привычным закономерностям. В сочинении «О Промысле» находится обстоятельная апология чуда. Чудо для В.Д. Кудрявцева-Платонова – это восстановление нормального течения вещей, а не его искажение или нарушение. Вера в чудеса не противоречит и не ограничивает научного познания и исследования мира. В.Д. Кудрявцев-Платонов критикует И. Канта за его учение об автономии нравственности, из которого его последователи сделали вывод о вреде веры в чудеса для истинной духовности.

 



 
PR-CY.ru