КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ - Страница 9

В основном помещении обнаружено четыре слоя штукатурки на стенах, три из которых покрыты многочисленными граффити и надписями, преимущественно христианскими (в трёх пещерах граффити не обнаружены). Последний слой, относящийся ко времени мамлюков, был самым тонким и представлял собой простую побелку. Пол во всех помещениях также имел несколько слоёв штукатурной обмазки с включением отдельных слоёв из мелкого гравия. По периметру пещеры устроены скамейки вдоль южной и западной сторон. С востока примыкает небольшая апсида, а в северной части располагается каменный престол, сделанный из крышки саркофага. На ней выгравировано три креста (изначально они украшали нижнюю часть плиты, но в пещере она использовалась как лицевая). Поверхность престола сохранила следы штукатурки, которая единым слоем покрывает ещё потолок и стену, поэтому не вызывает у исследователей сомнения, что престол до сих пор находится на первоначальном месте (in situ). Штукатурка очень гладкая, отполированная, как полагают исследователи, в результате частых возлияний или возложения рук на неё. Также на обмазке видны остатки оснований двух каменных сосудов, третий помещался на полу, а вся комната предназначалась для шести сосудов. В пещере кроме этого найдены осколки сероватого мрамора с частично сохранившимися изображениями креста и аканфа. Эти фрагменты легко реконструируются как часть престола, алтарной преграды или нижней облицовки стен на основе многочисленных параллелей в византийском мире, в том числе в Галилейском регионе (храмы в Курси, Иппосе (Сусите)). Рельефы были покрыты золотыми листами. Также сохранился фрагмент позолоченного деревянного грифона с всадником. Обнаружен фрагмент стекла, скорее всего, как полагают исследователи, от окна в западной части пещеры. Через него паломники могли наблюдать за происходящим внутри. Устройство этой пещеры напоминает исследователям описание паломника из Пьяченцы, который ещё видел монастырь. Хотя на вершине холма следов христианских сооружений исследователи не обнаружили, исследователи считают вполне вероятным, что небольшой монастырь был в нижней деревне, недалеко от паломнической пещеры. При раскопках в пещере найдены следы хозяйственной деятельности, относящиеся ко времени мамлюков. Они использовали её как хранилище для продуктов или как стойло для скота, после чего место было навсегда заброшено. Моти Авиам отметил, что в византийский период христианское население в этом районе жило, в основном, на севере и северо-западе, в долине Бейт-ха-Керем. Евреи же жили в Восточной Галилее и на Голанах. Таким образо, Хирбет-Кана находился на границе между двумя различными в конфессиональном отношении регионами. Население здесь было смешанным. В настоящее время Кана в Ливане расположена в Южном Ливане, в 10 км от Тира и в 12 км от границы с Израилем. Почитается как священная пещера, рядом с которой сохранился камень с древними рельефными изображениями человеческих фигур (апостолов?). Большинство населения (общее число 10 тыс. человек) – мусульмане-шииты, но есть и христианская община. В 1994 г. Набих Бери, спикер ливанского парламента, для привлечения туристов хотел основать здесь христианский храм (проект так и не был осуществлён).



 
PR-CY.ru