КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ

КАНА ГАЛИЛЕЙСКАЯ – согласно Евангелию от Иоанна, небольшая деревня в Галилее к западу от Галилейского моря, место, где Иисус Христос совершил чудо претворения воды в вино (Ин. 2:1–11; см. Брак в Кане). Кана Галилейская упоминается только в Евангелии от Иоанна. В евангельском тексте нет топографических деталей, сообщается только, что дом, где была свадьба, принадлежал некой иудейской семье. Однако из повествования об исцелении в Кане сына «царедворца» в Ин. 4:46–54 исследователи сделали вывод, что в Кане мог быть правитель, назначенный царём. Один из 12 апостолов, Нафанаил (или Варфоломей), был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). Уже ранние источники упоминают четыре места с наименованием Кана. Город с таким названием есть в окрестностях Тира. В «Книге Иисуса Навина» (Нав. 19:28) упоминается Кана в предгорьях хребта Ливан, в уделе колена Асира. В Галилее есть три места, которые предлагались для идентификации с евангельской Каной Галилейской: Айн-Кана, которая находится в 1,5 км севернее Назарета, рядом с деревней Рейна; Кафр-Кана – большое поселение, расположенное на расстоянии около 5 км на северо-восток от Назарета, и Хирбет-Кана – ныне руины на вершине холма, примерно в 14 км на север от Назарета. После публикации работы Густава Германа Дальмана  в научной литературе утвердилось мнение, что евангельскую Кану Галилейскую нужно отождествлять с Хирбет-Каной. Кана в Галилее упоминается уже в ранних иудейских источниках. Иосиф Флавий писал, что во время антиримского восстания он останавливался в деревне Кана (согласно Tabula Imperii Romani, около Каны произошла битва между отрядом Иосифа и римлянами). После разрушения в 70 г. римлянами Иерусалимского храма священническая семья Элиашиба (одна из 24 семей) поселилась в «Кане». Это свидетельство подтверждается найденным в Кесарии Палестинской списком мест расселения священнических семей после разрушения храма. Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде как деревня, откуда был родом разбойник Эли. Евсевий Кесарийский говорит о городах с названием Кана: один – «до Сидона великого, жребия Асирова», другой – там, где Господь совершил Свои чудеса. Евсевий при этом допускает неточность и помещает вторую Кану также на территории колена Асира, тогда как в действительности она была в пределах колена Завулона. Иероним Стридонский говорил о Кане Галилейской как о деревне недалеко от Назарета. Епифаний Кипрский сообщал о чуде в Герасе (Иордания), которое каждый год происходило в христианском храме, построенном на месте святилища Диониса: в день памяти чуда в Кане Галилейской вода в фонтане атриума превращалась в вино. Паломник Феодосий (начало VI в.) указывает, что расстояние от Диокесарии (т.е. Сепфориса) до Каны Галилейской 5 римских миль (около 8 км). Такое же расстояние, по его подсчётам, отделяет Кану Галилейскую от Назарета. Сообщения паломника из Пьяченцы (около 570 г.) несколько отличаются, хотя он двигался по Галилее тем же маршрутом, что и Феодосий (со стороны Кесарии Приморской). По его наблюдениям, от Диокесарии до Каны Галилейской было 3 римские мили (около 5 км), что соответствует расстоянию до Кафр-Каны. В Кане Галилейской он вместе с группой паломников поклонился святым сосудам.

 



 
PR-CY.ru