КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ - Страница 8

Таким образом, Косма Этолийский представлял целостную картину мировой истории согласно христианскому вероучению. В зависимости от обстоятельств (погодные условия, преследования торговцев и знати, необходимость посетить с проповедью как можно больше мест) Косма Этолийский мог сократить своё пребывание в селе и ограничиться двумя или даже одним поучением. В таких случаях он старался в более краткой форме охватить все темы. Если обстановка была благоприятной, Косма Этолийский останавливался на некоторых темах подробнее, и число проповедей увеличивалось. Он приводил много примеров, притч и историй, почерпнутых из своего богатого жизненного опыта, долго беседовал со слушателями. Косма Этолийский адаптировал свои поучения в соответствии со временем и с местом выступления, а главное точно знал, что нужно сказать именно тем, кто пришли его слушать. В одних областях святой призывал слушателей не говорить по-албански, в других – жертвовать храмам купели, в третьих – прививать плодовые деревья. Язык его поучений менялся в зависимости от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Парги или к малограмотному населению Северного Эпира, использовал иностранные слова, просторечные выражения и даже специальную профессиональную терминологию крестьян. Косма Этолийский оставил множество пророчеств о будущем человечества. Многие предсказания сохранились в письменном виде (как в печатных изданиях, например, в составе его Житий, так и в рукописях XVIII–XIX вв.), другие известны исследователям в устной традиции. Особый интерес для исследователей представляет так называемая Албанская рукопись – сборник из 72 пророчеств, записанных по-албански в Коране, который был обнаружен во время Второй мировой войны в одной из школ Южной Албании. Большинство пророчеств действительно принадлежат Косме Этолийскому, но некоторые были приписаны ему позднее и впоследствии ассоциировались с его именем. Это связано с тем, что распространение пророчеств в отличие от поучений, записанных с благословения самого Космы Этолийского, не было централизованным. Вопрос о подлинности ряда пророчеств, приписываемых Косме Этолийскому, продолжает вызывать споры. Тематически пророчества исследователи делят на несколько групп: об избавлении от турецкого ига, о грядущем освобождении Константинополя, о конкретных территориях и личностях, о будущих войнах и вызванных ими разрушениях, об экологических проблемах, о последних временах и об антихристе, о развитии цивилизации и научном прогрессе (Косма Этолийский предсказал появление автомобилей, самолётов, телефонов, железнодорожного транспорта, спутников, Интернета, видео и аудиозаписей). Во многих случаях его пророчества принесли практическую пользу. Например, жители Сьятисты и окружающих селений много лет помнили одно из пророчеств святого о том, что придётся в назначенный час покинуть родные места, чтобы остаться в живых. 4 ноября 1912 г. больше 45 тыс. женщин и детей заблаговременно нашли убежище в горах и смогли избежать гибели во время балканской войны.



 
PR-CY.ru