КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ - Страница 2

С 1760 по 1779 гг. Косма Этолийский совершил четыре миссионерских путешествия (самый большой перерыв между ними был в 1773–1775 гг., когда он жил на Афоне). Из-за духовного упадка в период османского господства миссионерская деятельность проповедника носила многосторонний характер: он стремился вернуть отошедших от православия людей в лоно церкви, возродить подлинно христианскую жизнь, укрепить единство православных народов. Косма Этолийский проповедовал не только в греческих землях, но и на территории современной Албании, Болгарии, Республики Македонии и Турции. Всего он побывал более чем в 30 областях. Особое внимание уделял тем районам, над населением которых нависла угроза исламизации и утраты православной идентичности. В Северном Эпире православные, забыв греческий язык, говорили по-албански, и многие принимали ислам. Косма Этолийский подчёркивал значение греческого языка как языка Евангелия и церкви. Он неоднократно посещал Северный Эпир и достиг значительных успехов в распространении греческого языка. Современники Космы Этолийского свидетельствовали, что своими проповедями ему удалось приостановить массовую исламизацию в этих местах. Первоначально народ встречал проповедника настороженно, Косма Этолийский даже сталкивался с враждебностью местного населения. Но вскоре его ораторский дар, трудолюбие, нестяжание и самопожертвование привлекли внимание слушателей. Косма Этолийский не останавливался в домах богачей и знати, был очень воздержан в еде, его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Произнеся проповедь в одном селении, он, невзирая на полуденный зной, переходил в следующее. В течение нескольких лет молва о Косме Этолийском распространилась по Балканам. Его проповеди собирали тысячи слушателей, у него появилось значительное число учеников и последователей, его постоянно сопровождали несколько десятков священников. Керкирский гражданин Д. Мамонас свидетельствует, что за проповедником следовали, по меньшей мере, 6 тыс. человек. Согласно данным венецианских архивов, на проповеди Космы Этолийского порой приходили больше 15 тыс. слушателей. Наибольшую популярность Косма Этолийский приобрёл среди простого народа, но многие влиятельные, знатные и образованные люди также почитали проповедника. Среди них было немало мусульман. Али-паша Янинский покровительствовал Косме Этолийскому, считая его великим праведником и пророком. Из-за многочисленности аудитории Косме Этолийскому приходилось проповедовать под открытым небом: на выбранном месте ставили большой деревянный крест, у его подножия – кафедру, на которую поднимался Косма Этолийский. Как правило, он начинал говорить вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжал до глубокой ночи. Уходя, забирал кафедру с собой, а крест оставлял на месте как напоминание о проповеди. По свидетельству очевидцев, народ неотрывно следил за словами Космы Этолийского, на протяжении многочасовой проповеди сохранялась абсолютная тишина. Многие современники отмечали удивительную силу слова святого.

 



 
PR-CY.ru